Найти тему

Новосибирцы вспоминают августовский путч 1991 года

Мнения горожан в документальном фильме о событиях 19-21 августа тридцать один год назад: «Это военный переворот. Это будет диктатурой одной партии. А чем кончается диктатура одной партии мы знаем еще с 17-го года. Это страшно, что может быть»; «Если будет власть военных это будет очень страшно»; «Ждать надо гражданской войны».

В те времена народный депутат РСФСР Алексей Мананников, ныне член партии «Яблоко, в дни путча был в Москве, но телефонная связь с Новосибирском у него была практически постоянной: сибиряков интересовало, что происходит в столице: «Было понимание, что переломный момент. Хотя, как показала история, не такой и переломный, как ожидалось. По моему мнению, ГКЧП тогда одержал победу на большей части страны. Демократии и свободы добились только прибалтийские республики. Где-то между автократией и демократией находятся Украина и Грузия, а на всех остальных территориях прочно, основательно и на долгие годы победил ГКЧП и его наследники», – вспоминал Алексей уже в 2021 г.

Новосибирский блогер и политик Тимур Ханов: «Ситуация была очень тревожная. По Новосибирску начали распространяться слухи, что к городу движутся войска. В то время Новосибирск был важным военным центром. Конечно, было ожидаемо, что могут дать команду при помощи военных взять под контроль. Информации было минимум. Телевидение не вещало, радио молчало. К утру мы уже узнали о том, что атака на Белый дом не состоялась. Как сейчас помню, рано утром, еще до рабочего дня установили российский флаг. Я так отошел, людей мало, солнечный день, сменилась эпоха. Вдруг показалось, что это поворотный момент в развитии истории. Но все вышло совсем неоднозначно. Те, кто тогда радовались победе над ГКЧП, сегодня бы удивились. Вот я – удивляюсь. Той ситуации, которая у нас со свободой слова сегодня, политическими свободами».

А вот как в 2016 г. издание «Сиб.фм» описывало события 1991 года:

«В Новосибирске Первый митинг противников путча произошёл уже 20 августа на площади у ГПНТБ. Как и сегодня, такого рода экстренные собрания граждан формально проходили в качестве встреч избирателей с народными депутатами (в данном случае от движения «Демократическая Россия»). Журналисты-очевидцы писали о «тысячах участников» первого митинга…

На следующий день, 21 августа, в ещё большем количестве, чем накануне, массы собрались уже на площади Ленина… Любопытно, позиция руководителя администрации области маскировалась под отсутствие позиции. Фактически он говорил, что не нужно шуметь, нужно выждать, посмотреть, как пойдут дела, и разобраться...

Командующий войсками Сибирского военного округа, будучи человеком военным и менее искушённым в политических интригах, выразил то же противоречие между личной (за ГКЧП) и общественной (войска приведены в боевую готовность, но чрезвычайное положение не вводится) позициями…

Как писала журналистка «Науки в Сибири»: «Настроение митинга... было достаточно тревожным. Раздавались призывы идти защищать телецентр от возможной атаки со стороны военных, пронёсся слух о перемещении войск в районе Дома офицеров».

Тем не менее митинг прошёл мирно — и митингующие, и дежурящие неподалёку милиционеры с солдатами сохранили пассивный нейтралитет. Резолюция была посвящена поддержке деятельности Городского Совета, стихийность первого выступления уже вошла в организованное русло, её оседлали действующие политики.

Забавнее всего далее выступили областные власти. Они просто исчезли.

На следующий день «Советская Сибирь» вышла с весьма многозначительной передовицей о проблемах сельского хозяйства области. Можно воочию представить, как редактор, не получая никаких сигналов сверху, лихорадочно ставит второ- и третьестепенные материалы вперёд, пытаясь таким образом скрыть прострацию медленно соображающих региональных руководителей. Впрочем, надо отдать им должное: уже 23 августа «Советская Сибирь» вышла с приветствием законному президенту Горбачёву, осуждением ГКЧП, похвалами Ельцину и Верховному Совету РСФСР. Кроме того, в номере поместили отчёт с митинга 21 августа.

Даже в Академгородке, прежде монолитной вотчине Академии наук СССР, появились трещины. В разгар путча редакция «Науки в Сибири», формально печатного органа СО АН, отказалась печатать обращение Президиума СО АН, так как, по её мнению, оно было слишком половинчатым и беззубым. Вместо этого газета напечатала большую пустую колонку, снабдив её едким комментарием о том, что это более информативно отражает позицию собрания академиков, за отдельными исключениями позабывших, что такое гражданский долг.

Для журналистики, в том числе региональной, время путча и короткое время после него было чем-то вроде «золотого века». Разумеется, речь идёт о журналистике «демократического» (в той ситуации проельцинского) направления.

Дух времени, однако, был не расположен ни к «золотому веку», ни к «демократии» под скипетром президента Ельцина. Распад СССР, ускорившееся сползание страны в экономическую бездну, новый виток политической борьбы теперь уже между победителями ГКЧП — всё это оставляло мало места тому гражданскому энтузиазму, который когда-то объединял людей, выступивших против путча.

Главное, однако, в другом: в области снова на долгие годы всё решала не позиция местных сообществ и активных граждан, а отношения губернатора с текущим обитателем Кремля.»

Из политического меморандума партии «Яблоко»: Переход от авторитарного режима к демократическому должен быть мирным, ненасильственным и осуществляться законным, конституционным путем. Необходимо немедленное прекращение гонки вооружений, отказ от государственной пропаганды войны, милитаризации страны, угроз и устрашения во внешней политике.

В тексте использованы материалы:

https://www.yabloko.ru/mpa

https://sib.fm/columns/2016/08/22/mukha-i-putch

https://sibkray.ru/news/1/945433/

Архивные съемки Западно-Сибирской студии кинохроники и Центрального телевидения СССР:

https://youtu.be/YHrvfYusRJg

https://youtu.be/PKwRiNVidM4