Эро Сааринен (Eero Saarinen)
(20 августа 1910 — 1 сентября 1961) —
один из крупнейших архитекторов и дизайнеров мебели ХХ века.
Родился в Финляндии в семье архитектора Элиеля Сааринена, который в 1923 году эмигрировал в Соединённые Штаты Америки вместе с женой Loja и тринадцатилетним сыном Eero.
Кстати, любопытный факт — и отец Elie, и сын Eero родились в один день и тот же день.
Элиель Сааринен работал в сообществе Cranbrook Educational Community главным архитектором и в 1932 году занимал пост президента.
В 1965 году Элиэль выпускает собственную книгу под названием The City, в которой он поделился своими идеями, философией и концептуальным видением городской архитектуры.
С 1934 по 1936 год после окончания университета Эро Сааринен уезжает в Европу, где знакомится с новейшими архитектурными направлениями.
В 1937 году Элиэль и Эро начинают совместно работать в архитектурной мастерской, сочетая рационализм с традиционной архитектурой (церковь в Миннеаполисе, штат Миннесота, 1950).
Однако, работая в мастерской отца, Эро был вынужден учитывать общее творческое направление проектов. Все созданные совместные с отцом произведения несут на себе отпечаток творческого кредо Сааринена-старшего.
В конце1930-ых годов Эро основывает собственную мастерскую вместе с Чарльзом Имсом (Charles Eames), где они занимаются предметным проектированием.
Оригинальная модель стола Saarinen Tulip находится в коллекции музея дизайна MoMA в Нью-Йорке. И на сегодняшний день модель выпускается фабрикой Knoll.
В 1940-ые годы Сааринен в тандеме с Имзом создал такие предметы мебели как «стул-тюльпан», «стул-кузнечик», «кресло-чрево», которые стали популярны. Также он разработал первые конструкции для мебели, сделанной из ламинированной древесины.
В 1949 году — Эро участвует в создании проекта памятника Джефферсону в Сент-Луисе и удостаивается первой премии на конкурсе. Монумент, высотой 192 метра, осуществленный лишь в середине шестидесятых годов, представляет собой высокую параболическую арку из нержавеющей стали, стоящую среди зелени парка на берегу реки.
Первой крупной работой, принесшей Эро широкую известность, становится ансамбль зданий технического центра фирмы "Дженерал-моторс" в Уоррене, штат Мичиган (1951-1955).
В 1882 году началась история музея искусств в штате Висконсин, где музей долгое время не имел своего собственного здания.
Нынешнее основное здание было выстроено в 1957 году – это Мемориальный Военный центр (War Memorial Center), первым архитектором которого был Элиэль Сааринен.
После его кончины в 1950 году, Эро Сааринен продолжил работу отца. Проект разработан под большим влиянием архитектуры Ле Корбюзье (Le Corbusier).
В итоге, комплекс Музея Милуоки образуют три здания, возведенные в разное время Элиэлем и Эро Саариненом, Дэвидом Кэлером и Сантьяго Калатравой.
В 2001 году испанским архитектором Сантьяго Калатрава в архитектурный комплекс музея был добавлен павильон Квадраччи, сразу ставший одним из самых известных музейных сооружений мира.
Разумеется, самая известная работа Эро — это арка в Сент-Луисе 1949 года (Национальный мемориал Джефферсона), которую так же называют воротами на Запад, не единственная работа автора.
В семейной копилке архитектурных и дизайнерских достижений много интересного.
Элиэль Сааринен
Дом Тальберга, 1897—1898, Хельсинки, в составе архитектурного бюро Gesellius-Lindgren-Saarinen.
Павильон Финляндии на Всемирной выставке в Париже, 1898—1900
Здание страхового общества Pohjola, 1899—1901, Хельсинки
Виллы «Виттреск» (Hvitträsk) «Витторп» (Hvittorp) , 1901—1903, Киркконумми
Национальный музей Финляндии, 1902—1910, Хельсинки
Концертный зал г. Котка, 1907. Совместно с Г. Гезеллиусом
Жилой дом на Fredrikinkatu 18, 1907, Хельсинки. Совместно с Г. Гезеллиусом
Центральный вокзал Хельсинки, 1909—1914. Совместно с Г. Гезеллиусом и А. Линдгреном. Скульптор Э. Викстрем.
Железнодорожный вокзал Выборга, 1910—1913. Совместно с Г. Гезеллиусом. (Взорван Красной армией при отступлении в 1941 году. Сохранился багажный корпус и две скульптуры медведей с фасада здания.)
Дача Винтера, 1909, Сортавала
Городская ратуша в Лахти, 1911
Здание Общества взаимного кредита, 1911—1912, Таллин
Церковь Св. Павла, 1913—1917, Тарту
«Мраморный дворец», 1918, Хельсинки
Деловое здание на Keskuskatu 1b, 1920, Хельсинки
Эро Сааринен
Конференц-центр Irwin (1954)
Терминал авиакомпании TWA в Аэропорту Дж. Ф. Кеннеди в Нью-Йорке (1956-1962)
Каток «Йельский кит», Нью-Хэйвен (1958)
"Аудитории Кресдж" Массачусетского института технологии (1950-1955)
Технический центр "Дженерал моторс" в Уоррене, штат Мичиган (1946-1955)
Школа права Чикагского Университета (1959)
Библиотека юридического факультета Чикагского института (1959)
Посольство США в Лондоне (1960)
Исследовательский центр IBM в Йорктауне, штат Нью-Йорк (1957-1961)
Комплекс Bell Labs Holmdel (1962)
Здание терминала и диспетчерская вышка аэропорта в Вашингтоне (1958-1962)
Северная христианская церковь, Коламбус (1964)
Линкольн-центр (1965) (Сааринен занимался Театром Вивиан Бомонт, Библиотекой и Музеем исполнительских искусств, вместе с группой архитекторов — Пьетро Беллуски, Гордона Баншафта и Филипа Джонсона)