Древние греки называли педагогом раба, который следовал за учеником в школу и носил его инструменты. С разрешения учителя он мог сидеть в углу класса и наблюдать за своим подопечным, чтобы при необходимости наставлять его. Расходы на жизнь педагога нес его хозяин, родители ученика также должны были платить учителям.
Учителям в Древней Греции часто требовался только стул, на котором они сидели, и табуреты без спинок для учеников. Не было ни парт, ни столов. Поскольку никто не проверял компетентность учителя, преподаванием часто занимались люди, совершенно не готовые к этому, что снижало престиж профессии.
София, или мудрость
Уровень греческого образования подняли софисты (от слова софия, означающего мудрость), которые, помимо письменности, преподавали основы медицины, математики, астрономии и физики. Однако больше всего их ценили за искусство "переломить ход событий", то есть вести спор таким образом, чтобы выйти победителем из любой дискуссии.
Софисты были странствующими лекторами, и за посещение их занятий приходилось дорого платить. Таким образом, они напоминали сегодняшних ораторов, которые почтили своим присутствием специализированные курсы.
Сегодня знаменита Академия, школа, основанная в Афинах около 387 года до н.э. Платоном. Вспоминается также бурная научная жизнь в древней Александрии. Однако в древние времена эти места не готовили де-факто преподавательский состав.
Они были хорошим местом для развития особо талантливых и жаждущих знаний. Однако влияние появившихся там гениев на общий уровень преподавания в древнем мире было невелико.
Уважение, достойное нищего
Римским эквивалентом софистов были риторы. Их услугами пользовались только самые богатые граждане. Для менее состоятельных римлян также существовали учителя "божественной благодати". Государство не проверяло их квалификацию и не оплачивало их работу. Они зарабатывали столько, сколько могли позволить себе бедные родители их учеников, а это были сущие гроши.
Для того чтобы выжить, им приходилось выполнять странную работу, например, быть копировщиками в библиотеках. У многих не было денег, чтобы оборудовать даже один класс, поэтому они ставили свои стулья и доску там, где легче всего было найти клиентов - возле магазинов, рынков и оживленных улиц.
Они знали очень мало и не продолжали свое образование. Верхним пределом их амбиций было научить учеников читать и основам математики. Задача была непростой, ведь даже простейшие операции с римскими цифрами требовали определенных усилий (это можно узнать, умножив XIV на IV).
Поэтому учили в основном счету на пальцах, иногда на абаке. Учитель, который мало знал и еще меньше зарабатывал, не мог рассчитывать на уважение. С ним часто обращались как с настойчивым нищим.
Первые требования к учителям
Средневековье принесло перемены. В христианском мире занятия проводились в церковно-приходских школах. Их должен проводить приходской священник, но он часто использовал викария, церковного старосту, органиста или даже мужа своей экономки.
В эпоху Возрождения появление различных течений протестантизма заставило католическую церковь уделять больше внимания образованию своих верующих. Католические приходские школы соответствовали англосаксонским подготовительным школам.
Однако их зарплаты были настолько низкими, что дипломированные преподаватели (так со временем стали называть колледжи) обходили их стороной. Чаще всего ими управляли старушки, которые спасались от нищеты.
Только в иезуитских колледжах появился настоящий преподавательский состав. Монахи были священниками, т.е. выпускниками семинарии, в программу которых входила обязательная практика в школах. Их работа регулярно контролировалась.
В протестантских странах, напротив, учителя, особенно в средних школах, должны были получить разрешение на преподавание у глав местных церквей. Более солидные учебные заведения предъявляли к нему множество дополнительных требований.
Одни требовали, чтобы он был священнослужителем, другие, наоборот, требовали, чтобы он им не был. Например, только выпускники Кембриджа или Оксфорда "без физических недостатков и в возрасте не менее 30 лет, чтобы их жизнь и речь характеризовались опытом" могли получить работу в колледже в Виттоне, Англия.
Политический кнут над педагогами
Только после введения обязательного образования государство стало заботиться не только об образовании детей и молодежи, но и об учителях. Адольф Дестервег опубликовал в 1834 году. "Пособие для учителей немецкого языка", по образцу которого работали в других странах.
Помимо знания предмета, от преподавательского состава также требовалось иметь соответствующую политическую позицию. На протяжении всего XIX века в странах, присоединившихся к Священному союзу, то есть почти во всей континентальной Европе, учителя должны были подписать документ, обязывающий их быть лояльными к властям и системе. Это исключало членство в масонстве, а также в организациях и партиях, которые власть имущие считали незаконными.
В 20 веке эти правила получили еще более радикальную форму со стороны коммунистических и фашистских режимов. Школы должны были обучать и воспитывать молодежь в соответствии с господствующей идеологией. Независимые учебные заведения были упразднены, а все остальные перешли под контроль государства. Демократия ослабила ограничения, требуя от учителей только воздерживаться от политической деятельности на рабочем месте.