Найти тему
Кинооператор рассказывает

146. Скрытые и явные символы не только у Кубрика. А.Тарковский, "Голгофа".

Меня несколько удивило, что некоторые наши читатели посчитали натяжкой те параллели, которые были выявлены разными авторами в скрытых знаках фильма С.Кубрика "Сияние". Мне казалось, что после "расшифровки" этих посланий (так называемых "пасхалок"), фильм "Сияние" будет восприниматься уже не просто как триллер, а как признание Кубрика в том, что он согласился снимать фальсификацию высадки на Луну.

Однако не всем показались явными такие параллели и выводы.

-2

Я же полагаю, что почти любой кинорежиссёр вносит в свои работы тайные знаки, символы или пасхалки. Но вносит их в тот момент фильма, где они будут уместны. И всегда делает так, чтобы они не бросались в глаза. Я хочу проиллюстрировать эту мысль кадрами из фильма Андрея Тарковского.

Когда-то давно, когда мне было лет 17, мы обсуждали фильм "Иваново детство" (1962 г.). И вот мой товарищ, который был старше меня лет на 10, сказал:

- Но ведь видно же, что когда они втроем (два лейтенанта и мальчик Ваня) сидят за столом перед перед тем, как отправиться на разведку - это икона "Троица" Андрея Рублёва.

Кадр из фильма "Иваново детство"
Кадр из фильма "Иваново детство"

А вот один из финальных кадров фильма "Солярис" (1972 г.), Крис Кельвин возвращается в родительский дом - это аллюзия на картину Рембрандта "Возвращение блудного сына".

Финал фильма "Солярис"
Финал фильма "Солярис"
Рембрандт. "Возвращение блудного сына".
Рембрандт. "Возвращение блудного сына".

В фильме "Сталкер" (1979 г.) есть эпизод, когда три главных героя проникли в Зону, но тут раздаётся звук подъезжающего патрульного мотоцикла.

- Не двигайтесь! - шепчет Сталкер, замирая.

Фильм "Сталкер". В глубине - мотоциклист.
Фильм "Сталкер". В глубине - мотоциклист.

Буквально на полторы секунды в кадре появляется лицо мотоциклиста, он бросает взгляд в одну-другую сторону и уезжает.

-7

И почти никто из зрителей не замечает, что у него на шлеме две буквы "АТ": Андрей Тарковский - как бы за всем происходящим наблюдает сам режиссёр. Зрители в этот момент смотрели на глаза мотоциклиста и за то короткое время, что он был в кадре, не успели заметить ничего другого.

Зрителя прежде всего привлекают движущиеся объекты (на них реагируют клетки-детекторы в глазу) и то, что находится на переднем плане. Из-за этого зритель может пропустить моменты, которые происходят в глубине кадра. Когда я первый раз смотрел эту гифку с собачкой, то не смог понять, что же тут такое необычное произошло. Только со второго цикла заметил.

-8

В фильме "Андрей Рублёв" (1962 г.) в кадре появляются ангелы, в эпизоде "Голгофа", но их почти никто не видит, хотя их там очень много. Они почти в каждом кадре, иногда на общем плане, иногда на среднем, проходят совсем рядом, иногда один, иногда два.

Голгофа - это холм (гора), где, согласно Новому Завету, был распят Иисус Христос.

Вот идёт процессия, и среди этих людей движется ангел в белых одеяниях. Иногда он слегка выбивается в сторону, и тогда мы видим его белое крыло.

Кадр из фильма "Андрей Рублёв"
Кадр из фильма "Андрей Рублёв"

Но режиссёр сделал так, чтобы зрители его не заметили. Для этого режиссёр умело управляет вниманием зрителя. Начинается план панорамой с реки, где мы видим мужика, черпнувшего глоток холодной воды. За ним на снегу лежит тяжёлый деревянный крест.

-10

Панорама поднимается вверх от реки и мы видим, что в конце вереницы людей идет парень, а перед ним - женщина с собакой.

-11

Женщина оборачивается. И взгляд зрителя останавливается на этой женщине.

-12

Слева из-за спин идущих людей появляется крыло ангела. Но вы его не замечаете, потому что в это момент основное действие происходит в другом месте кадра: парень и женщина меняются местами. Парень обгоняет её, и женщина вновь куда-то оглядывается назад.

-13

Потом она поворачивается спиной, и рядом с ней начинает прыгать собака, что-то вкусное прося из рук женщины.

-14

И вы опять смотрите на это действие. Но к этому моменту ангел уже скрылся за спинами идущих людей. И вы его не успели заметить.

Иногда ангелы стоят нарочито почти в середине кадра, но зритель их всё равно не замечает.

-15

Потому что вначале кадра по переднему плану проходят женщины, и вы следите взглядом за ними.

-16

А когда они выходят из кадра, вы вновь переключаете внимание на процессию в глубине. Мужик с деревянным крестом приближается к двум ангелам. Но, скорее всего, вы их не заметите даже в этот момент. Потому что мужик поскальзывается и падает под тяжестью деревянного креста. Ему на помощь подбегают люди из процессии. И вы смотрите на них, в левую часть кадра. А область чёткого зрения у человека - всего 2˚, и вы не видите того, что находится рядом.

Мужик поскользнулся и падает.
Мужик поскользнулся и падает.

В следующем кадре находятся сразу три ангела.

-18

А в финальном кадре эпизода ангелов нет. Не ищите взглядом.

-19

Конечно, я перечислил не все кадры с ангелами, чтоб вам было самим интересно ещё раз взглянуть на этот эпизод.

Андрей Рублев - Голгофа-фрагмент.mp4

А если кто-то не обнаружил других ангелов, кроме тех, что я указал, не расстраивайтесь! Как написал поэт Андрей Вознесенский:

Христос не воскрешал для всех. Он воскрешал для посвящённых.

*

О "пасхалках" в фильме Стенли Кубрика "Сияние" речь шла вот в этой статье.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!