Меня несколько удивило, что некоторые наши читатели посчитали натяжкой те параллели, которые были выявлены разными авторами в скрытых знаках фильма С.Кубрика "Сияние". Мне казалось, что после "расшифровки" этих посланий (так называемых "пасхалок"), фильм "Сияние" будет восприниматься уже не просто как триллер, а как признание Кубрика в том, что он согласился снимать фальсификацию высадки на Луну.
Однако не всем показались явными такие параллели и выводы.
Я же полагаю, что почти любой кинорежиссёр вносит в свои работы тайные знаки, символы или пасхалки. Но вносит их в тот момент фильма, где они будут уместны. И всегда делает так, чтобы они не бросались в глаза. Я хочу проиллюстрировать эту мысль кадрами из фильма Андрея Тарковского.
Когда-то давно, когда мне было лет 17, мы обсуждали фильм "Иваново детство" (1962 г.). И вот мой товарищ, который был старше меня лет на 10, сказал:
- Но ведь видно же, что когда они втроем (два лейтенанта и мальчик Ваня) сидят за столом перед перед тем, как отправиться на разведку - это икона "Троица" Андрея Рублёва.
А вот один из финальных кадров фильма "Солярис" (1972 г.), Крис Кельвин возвращается в родительский дом - это аллюзия на картину Рембрандта "Возвращение блудного сына".
В фильме "Сталкер" (1979 г.) есть эпизод, когда три главных героя проникли в Зону, но тут раздаётся звук подъезжающего патрульного мотоцикла.
- Не двигайтесь! - шепчет Сталкер, замирая.
Буквально на полторы секунды в кадре появляется лицо мотоциклиста, он бросает взгляд в одну-другую сторону и уезжает.
И почти никто из зрителей не замечает, что у него на шлеме две буквы "АТ": Андрей Тарковский - как бы за всем происходящим наблюдает сам режиссёр. Зрители в этот момент смотрели на глаза мотоциклиста и за то короткое время, что он был в кадре, не успели заметить ничего другого.
Зрителя прежде всего привлекают движущиеся объекты (на них реагируют клетки-детекторы в глазу) и то, что находится на переднем плане. Из-за этого зритель может пропустить моменты, которые происходят в глубине кадра. Когда я первый раз смотрел эту гифку с собачкой, то не смог понять, что же тут такое необычное произошло. Только со второго цикла заметил.
В фильме "Андрей Рублёв" (1962 г.) в кадре появляются ангелы, в эпизоде "Голгофа", но их почти никто не видит, хотя их там очень много. Они почти в каждом кадре, иногда на общем плане, иногда на среднем, проходят совсем рядом, иногда один, иногда два.
Голгофа - это холм (гора), где, согласно Новому Завету, был распят Иисус Христос.
Вот идёт процессия, и среди этих людей движется ангел в белых одеяниях. Иногда он слегка выбивается в сторону, и тогда мы видим его белое крыло.
Но режиссёр сделал так, чтобы зрители его не заметили. Для этого режиссёр умело управляет вниманием зрителя. Начинается план панорамой с реки, где мы видим мужика, черпнувшего глоток холодной воды. За ним на снегу лежит тяжёлый деревянный крест.
Панорама поднимается вверх от реки и мы видим, что в конце вереницы людей идет парень, а перед ним - женщина с собакой.
Женщина оборачивается. И взгляд зрителя останавливается на этой женщине.
Слева из-за спин идущих людей появляется крыло ангела. Но вы его не замечаете, потому что в это момент основное действие происходит в другом месте кадра: парень и женщина меняются местами. Парень обгоняет её, и женщина вновь куда-то оглядывается назад.
Потом она поворачивается спиной, и рядом с ней начинает прыгать собака, что-то вкусное прося из рук женщины.
И вы опять смотрите на это действие. Но к этому моменту ангел уже скрылся за спинами идущих людей. И вы его не успели заметить.
Иногда ангелы стоят нарочито почти в середине кадра, но зритель их всё равно не замечает.
Потому что вначале кадра по переднему плану проходят женщины, и вы следите взглядом за ними.
А когда они выходят из кадра, вы вновь переключаете внимание на процессию в глубине. Мужик с деревянным крестом приближается к двум ангелам. Но, скорее всего, вы их не заметите даже в этот момент. Потому что мужик поскальзывается и падает под тяжестью деревянного креста. Ему на помощь подбегают люди из процессии. И вы смотрите на них, в левую часть кадра. А область чёткого зрения у человека - всего 2˚, и вы не видите того, что находится рядом.
В следующем кадре находятся сразу три ангела.
А в финальном кадре эпизода ангелов нет. Не ищите взглядом.
Конечно, я перечислил не все кадры с ангелами, чтоб вам было самим интересно ещё раз взглянуть на этот эпизод.
А если кто-то не обнаружил других ангелов, кроме тех, что я указал, не расстраивайтесь! Как написал поэт Андрей Вознесенский:
Христос не воскрешал для всех. Он воскрешал для посвящённых.
*
О "пасхалках" в фильме Стенли Кубрика "Сияние" речь шла вот в этой статье.
*
С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!