Все мы слыша слово "танк" представляем себе именно гусеничную технику, но так ли необходим на сегодняшний момент танку гусеничный движитель. Ведь предполагаемый театр военных действий располагает развитой сетью дорог, а значит даже тяжёлая колёсная платформа сможет эффективно применятся в современной войне. Западные страны, осознав возможность применения тяжёлого вооружения "на колёсах", разработали и произвели множество колёсных танков, их примеру последовал и Китай.
Но в Армии России, впрочем как и у всех постсоветских государств, так и не появилось мощного броневика. Сегодня мы расскажем, как так вышло, и почему именно сегодня лучшее время для появления нового колесного танка России.
Преимущества колёсных машин
Прежде чем говорить о российской машине, стоит разобраться какие преимущества даёт установка танкового орудия на колёсное шасси.
Мобильность
У гусеничной ходовой есть предел скорости. Лёгкие не военные машины удавалось разогнать и до 130 км/ч, но это на резиновой гусенице и с огромным соотношением мощности двигателя к массе транспорта. Боевые танки, как правило не преодолевают отметку в 70 км/ч, и это по асфальтному или бетонному покрытию.
Колёсные машины поголовно превосходят танки в скорости, например француз AMX-10RC, при мощности силовой установки в 300 л.с. развивает до 85 км/ч. Более того меньшее потребление топлива позволяет машинам проходить значительно большее расстояние без дозаправки. У французской техники этот показатель 1000 км против примерно 500 км у современных ОБТ.
Всё это позволяет использовать колёсную технику более гибко, быстрее перебрасывать её на требуемые направления и эффективнее использовать дорожно-транспортную сеть.
Ресурс ходовой
Один из главных показателей по которому колёсники на голову превосходят гусеничную технику. Классическая подвеска намного более ремонтнопригодна и реже выходит из строя. Двигатель не испытывает чрезмерных нагрузок, как это происходит на гусеничной технике. Сокращение же вибраций повышает ресурс всех систем танка.
Повышение ресурса продляет жизненный цикл техники в мирное время и облегчает снабжение в условиях боевых действий.
Стоимость
Колёсные машины значительно дешевле гусеничных аналогов. Пускай стоимость самой машины отличается не так сильно, однако стоимость обслуживания танков в десятки раз выше колёсной техники.
Помимо достоинств есть и недостатки...
Небольшой и яркий опыт применения западной техники выявил ряд недостатков колёсной техники с мощным вооружением.
Слабая защищённость
Построенная на базе БТР техника имеет противопульное бронирование, которое не спасает даже от осколков артиллерии, а тем более танков и РПГ. Увеличить же защищённость не представляется возможным.
Плохие условия ведения огня
Высокий центр тяжести не позволяет машинам вести огонь в направлении борта из-за угрозы опрокидывания отдачей пушки.
При движении по пересечённой местности, стрельба на ходу не возможно - из-за того что колёса не способны также мягко отрабатывать ландшафт, как гусеницы ОБТ.
Отсутствие автомата заряжания и компактная башня - вдвое меньшая скорострельность.
Из этих проблем рождается вопрос - а зачем машине 105 мм орудие, если его так сложно применить.
Пустующее отделение десанта
Многие машины - переделка БТР с сохранением десантного отделения. Однако тактика применения таких машин предполагает работу с дальних позиций, то есть никак не в одном ряду с пехотой, поэтому оставшиеся кресла для десантников просто пустуют, занимая заброневой объём.
Российский колёсный танк
В 2012 году в Россию приехали итальянские "Кентавры". В ходе непродолжительных и весьма ограниченных испытаний МО РФ решило отказаться от закупки итальянской техники. Однако, судя по всему, конструкторы лицезревшие гений итальянской мысли вынесли пользу от знакомства с западной техникой. Уже в 2015 году на Параде Победы была представленная новая колёсная платформа "Бумеранг".
Представлен однако был только вариант вооружённый модулем с 30 мм пушкой и пулемётом, что раздосадовало всех, кто ожидал увидеть колёсный танк.
Российские военные поступили мудрее западных коллег. Было принято решение уделить большее внимание защищённости экипажа и десанта, а не наращиванию калибра орудия.
"Бумеранг" получился более компактным и защищённым по сравнению с аналогами, а для задач по борьбе с вражеской бронетехникой были выделены 4 ракеты ПТРК "Корнет".
В конечном итоге это позволило избежать основных проблем колёсных танков, при этом сохранив основные преимущества.
"Бумеранг" улетел но обещал вернуться
К сожалению кроме показов на выставках и Парадах, а также в "эксклюзивных" материалах с испытаний "Бумеранг" больше нигде замечен не был. На данный момент "Бумеранг" должен проходить испытания, но на вооружение так и не принят. Более того, на выставке "Армия-2022" его не оказалось, хотя все предыдущие годы посетители могли воочию лицезреть новинку на ровне с машинами на платформе "Армата". Говорит ли это о чём-то? Догадывайтесь сами.
Пришло время...
Мы лишь скажем, что сейчас пришло самое время поставки "Бумерангов" в Армию. И если полезность "Арматы" на фронте сомнительна, то вот защищённый колёсный БМП нашей пехоте точно не будет лишним.
Более того, у нас есть информация, что "Бумеранги" примут участие в СВО. И результаты их применения уже определят, будет ли эта машина запущена в полномасштабную серию.
А как думаете вы? Поделитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе новостей бронетанковой техники.