Повесть Энн Наполитано "Милый Эдвард" психологи, возможно, назвали бы текстом о ПТСР или книгой о горевании: это история мальчика, вся семья которого погибла в авиакатастрофе, а он один выжил. Он вообще был единственным из всех пассажиров огромного самолета, кто выжил. В повести рассказывается о том, как складывалась жизнь Эдварда после катастрофы.
Мы узнаем, что мальчика забирает к себе сестра матери. Теперь Эдвард живет с ней и ее мужем, и пытается пережить то, что с ним случилось.
Автор описывает жизнь Эдварда на протяжении нескольких лет, с момента катастрофы (когда ему 13 лет) и до окончания старшей школы. Все эти годы он "мальчик, который выжил", но ничего сильно хорошего в этом для него нет, потому что он тонет в горе и чувстве вины, подавлен, разрушен и так далее. Описание переживаний Эдварда на протяжении нескольких лет после катастрофы составляет основное содержание книги. Он вообще не забывает о том, что случилось, кажется, что каждую минуту он думает о катастрофе, которая унесла с собой жизнь его близких, жизни еще сотен людей, а ему оставила только горе и чувство вины за то, что он остался живым. Катастрофа становится главным событием его жизни, а еще якорем, который тянет его вниз и назад, мешает развиваться, расти и ставить какие-то цели в жизни.
В самом конце книги он наконец находит ту ниточку, за которую надо потянуть, чтобы выбраться из этого клубка горя и вины, и в конце с ним все более-менее хорошо.
Всем известно, что ежегодно самолёты падают, однако люди все равно продолжают летать. Они находят способы смягчить это знание: например, убеждают себя в том, что, согласно статистике, поездки на автомобиле более опасны. На пять миллионов автокатастроф приходится всего двадцать авиакрушений, а следовательно, летать безопаснее. Нормы поведения в обществе тоже играют немаловажную роль: авиаперелеты - вещь публичная, и в игру вступает элемент групповой сплоченности. Людям спокойнее перемещаться в компании других людей. Сидя бок о бок, плечом к плечу, они верят, что остальные ни за что в жизни не согласились бы лететь, если бы это было опасно.
Главы о жизни Эдварда после катастрофы постоянно чередуются с главами, в которых по часам и минутам описан полет того самого самолета, от взлета и до самой катастрофы. Автор показывает ситуацию с точки зрения нескольких пассажиров, знакомит читателя с их историями, рассказывает, кто и зачем летит в этом самолете.
Самым необычным в книге для меня оказалось желание всех родных и близких погибших в самолете непременно встретиться с Эдвардом и как-то поучаствовать в его жизни: спросить, видел ли он их близкого человека и какое у того было настроение, предложить исполнить мечту погибшего или достигнуть жизненных целей погибшего, в общем, как-то воплотить то, что не успели все эти люди. Но Эдвард никакой не волшебник, а мальчик в депрессии, и ему тяжело от всех этих чужих ожиданий.
Книга сложная и нетипичная, кажется, ничего подобного я еще не читала. Много есть книг о проживании горя и преодолении травмы, но здесь мы видим очень подробное описание внутреннего состояния героя на протяжении нескольких лет жизни после происшествия, мы едва ли не по месяцам видим, как Эдвард то справляется с ситуацией, то опускает руки, то опять вдруг пытается собрать все свои ресурсы, которых, конечно, после такого события у него осталось не так уж много.
Отчасти повесть Энн Наполитано напоминает книгу Ричарда Ламберта "Дорога волка", о которой я писала в июне. Там главный герой также потерял родителей в автокатастрофе.
#young adult #книги для подростков #современная литература #американская литература #читает_шафферт