Найти тему
Читает Шафферт

Повесть о мальчике, который выжил в авиакатастрофе

Повесть Энн Наполитано "Милый Эдвард" психологи, возможно, назвали бы текстом о ПТСР или книгой о горевании: это история мальчика, вся семья которого погибла в авиакатастрофе, а он один выжил. Он вообще был единственным из всех пассажиров огромного самолета, кто выжил. В повести рассказывается о том, как складывалась жизнь Эдварда после катастрофы.

Обложка книги. Издательство "МИФ", 2020. Перевод с английского Алии Зайнуллиной
Обложка книги. Издательство "МИФ", 2020. Перевод с английского Алии Зайнуллиной

Мы узнаем, что мальчика забирает к себе сестра матери. Теперь Эдвард живет с ней и ее мужем, и пытается пережить то, что с ним случилось.

Автор описывает жизнь Эдварда на протяжении нескольких лет, с момента катастрофы (когда ему 13 лет) и до окончания старшей школы. Все эти годы он "мальчик, который выжил", но ничего сильно хорошего в этом для него нет, потому что он тонет в горе и чувстве вины, подавлен, разрушен и так далее. Описание переживаний Эдварда на протяжении нескольких лет после катастрофы составляет основное содержание книги. Он вообще не забывает о том, что случилось, кажется, что каждую минуту он думает о катастрофе, которая унесла с собой жизнь его близких, жизни еще сотен людей, а ему оставила только горе и чувство вины за то, что он остался живым. Катастрофа становится главным событием его жизни, а еще якорем, который тянет его вниз и назад, мешает развиваться, расти и ставить какие-то цели в жизни.

В самом конце книги он наконец находит ту ниточку, за которую надо потянуть, чтобы выбраться из этого клубка горя и вины, и в конце с ним все более-менее хорошо.

Всем известно, что ежегодно самолёты падают, однако люди все равно продолжают летать. Они находят способы смягчить это знание: например, убеждают себя в том, что, согласно статистике, поездки на автомобиле более опасны. На пять миллионов автокатастроф приходится всего двадцать авиакрушений, а следовательно, летать безопаснее. Нормы поведения в обществе тоже играют немаловажную роль: авиаперелеты - вещь публичная, и в игру вступает элемент групповой сплоченности. Людям спокойнее перемещаться в компании других людей. Сидя бок о бок, плечом к плечу, они верят, что остальные ни за что в жизни не согласились бы лететь, если бы это было опасно.
Обложка оригинального издания книги. Тот редкий случай, когда наша обложка мне нравится больше
Обложка оригинального издания книги. Тот редкий случай, когда наша обложка мне нравится больше

Главы о жизни Эдварда после катастрофы постоянно чередуются с главами, в которых по часам и минутам описан полет того самого самолета, от взлета и до самой катастрофы. Автор показывает ситуацию с точки зрения нескольких пассажиров, знакомит читателя с их историями, рассказывает, кто и зачем летит в этом самолете.

Самым необычным в книге для меня оказалось желание всех родных и близких погибших в самолете непременно встретиться с Эдвардом и как-то поучаствовать в его жизни: спросить, видел ли он их близкого человека и какое у того было настроение, предложить исполнить мечту погибшего или достигнуть жизненных целей погибшего, в общем, как-то воплотить то, что не успели все эти люди. Но Эдвард никакой не волшебник, а мальчик в депрессии, и ему тяжело от всех этих чужих ожиданий.

Книга сложная и нетипичная, кажется, ничего подобного я еще не читала. Много есть книг о проживании горя и преодолении травмы, но здесь мы видим очень подробное описание внутреннего состояния героя на протяжении нескольких лет жизни после происшествия, мы едва ли не по месяцам видим, как Эдвард то справляется с ситуацией, то опускает руки, то опять вдруг пытается собрать все свои ресурсы, которых, конечно, после такого события у него осталось не так уж много.

Отчасти повесть Энн Наполитано напоминает книгу Ричарда Ламберта "Дорога волка", о которой я писала в июне. Там главный герой также потерял родителей в автокатастрофе.

#young adult #книги для подростков #современная литература #американская литература #читает_шафферт