Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Недавно я написал статью, которая была посвящена вопросу, может ли трамвай проехать по железнодорожным путям, ну и, соответственно, наоборот. Вполне логичным продолжением будет разобрать вопрос: а может ли поезд метро ехать по обычным железнодорожным путям, а также, можно ли «засунуть» под землю электричку. Как раз в этой статье я на это и отвечу.
Вытаскиваем поезд метро из-под земли и ставим его на обычные рельсы
Сначала давайте поговорим о первой части вопроса - то есть, можно ли вытащить из-под земли метропоезд и приспособить его для пассажирских перевозок по железной дороге. Начнём с того, что рельсы для метрополитена и для железной дороги - одинаковые, как и расстояние между ними (ширина колеи, то есть), а поэтому вполне можно поставить на железнодорожные рельсы поезд метро. Тем не менее, первое, что заметит обыватель - это разница в схеме питания подвижного состава в метро и на железной дороге.
Как известно, в метро поезда запитываются от третьего (контактного) рельса, который спрятан под платформой. В это же время, на железной дороге, электровозы и электропоезда запитываются от контактного провода при помощи токоприёмника, расположенного на крыше.
Токоприёмников на крыше у наших поездов метро, разумеется, не предусмотрено, а поэтому выхода здесь два. Во-первых, метропоезд можно привести в движение за счёт тепловоза. Правда, для этого понадобится переходник для сцепки, поскольку метровагоны сцепляются между собой при помощи автосцепки Шарфенберга, а на железной дороге (в том числе на тепловозах) применяется старая добрая СА-3.
Ну а во-вторых, для обкатки новых метропоездов, например на испытательном кольце в Щербинке, делают следующее: на крыше поезда, на брусьях, закрепляют самый настоящий токоприёмник для питания за счёт воздушной контактной сети. Токоприёмник на крыше также, при этом, имеет электрическое соединение с штатным нижним токоприёмником метровагона (который, в нормальных условиях, находится в электрическом соединении с контактным рельсом). Однако, это ещё не всё, для питания поездов в метро, используется напряжение 825 вольт постоянного тока, в то время как на железной дороге, в контактной сети постоянного тока, напряжение составляет 3000 вольт.
И если в Щербинке, для разных испытаний, контактная сеть спроектирована таким образом, что туда можно подать хоть 27000 вольт переменного тока, хоть 3000 (или 825) вольт постоянного, то вот действующая линия железной дороги к таким фокусам не готова.
Ну и третий аспект: связан он с габаритами. Например, ширина электрички ЭД4М составляет 3480 миллиметров (почти три с половиной метра), в то время как ширина метропоезда, например возьмем «Русич», ширина которого - 2700 миллиметров (немногим больше двух с половиной метров). Ну и получается, что если задействовать метропоезд вместо электрички на железной дороге, то пассажирам, чтобы войти или выйти из поезда, придется перешагивать почти метровую «пропасть» между платформой и вагоном.
А если засунуть под землю электричку?
Ну, тут уже всё совсем плохо будет как для электрички, так и инфраструктуры метрополитена. Диаметр круглого однопутного тоннеля метро составляет 5,1 метра. Формально, электричка туда помещается, однако, в тоннелях есть гермозатворы, когда поезд проезжает мимо них, между ним и рамкой гермозатвора остаётся буквально сантиметров десять.
Да и на станцию электричка не въедет, думаю, вы обращали внимание, что в метро между поездом и платформой, расстояние совсем небольшое (в отличие от железной дороги), а я напомню, что электричка шире метропоезда практически на целый метр. Резюмируя, получается, что поезд метро по железной дороге под тепловозом проехаться вполне сможет (только без пассажиров), а вот запустить электричку в метро - идея плохая.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!