Итак, продолжаем наше виртуальное путешествие по дивному миру чехословацкой анимации. Сегодня - не такие известные, но от этого не менее колоритные мульты.
Предыдущая часть:
Стремянка и Макаронина. (чеш. Štaflík a Špagetka).
Мультсериал, выпускавшийся в 1969—1990 годах (26 серий, первые 13 были полностью черно-белые).
Режиссером работы выступил Вацлав Бедржих. А одним из аниматоров стал знакомый нам по "Кржемелику и Вахмурке" - Зденек Сметана.
Главные герои две собаки: белая дворняжка Стремянка и черная такса Макаронина. Сюжет незамысловат. Двое неразлучных песодрузей живут мирно-спокойно, ходят на рыбалку, смотрят телевизор и т.д., до тех пор, пока не появляется соседка-ворона. Вредная птица со скуки всячески пытается навредить друзьям. Но, зачастую, сама же и попадается в свои, не очень продуманные уловки.
В мультфильме ярко показан пример трудолюбия, настоящей дружбы и превосходства сил добра над злом. Рекомендую к просмотру.
Максипес Фик (чеш. Maxipes Fík).
Еще одно творение Вацлава Бедржиха. За период 1975-1978 гг. было снято 26 серий.
Главгерой сериала - бобтейл по кличке Фик, которого еще щенком подарили девочке Айе. Но беда была в том, что пес очень быстро рос (поэтому он и "макси") и ему стала мала сначала коробка, потом корзина, а в конце и будка. Отчаявшийся отец девочки решил продать Фика, но тот, по закону жанра, спас тонущую в пруду Айю и, соответственно, остался (и продолжил помогать семье, благодаря своей находчивости, в других сериях). В благодарность ему отстроили отдельный дом во дворе. Вот так-то.
Особенностью каждой серии является своеобразный, короткий предмультсериал (буквально, на 30 секунд) в начале. Про зайца и незадачливого охотника, пытающегося выследить свою добычу, но вместо этого попадающего в комичные ситуации.
Сказки о фее Амальке (чеш. Ríkání o víle Amálce).
Третий мультсериал Вацлава Бедржиха. 1973 год. 13 серий.
Амалька – это маленькая, но вполне себе добрая лесная фея (кстати, фигурирование лесной темы не случайно. Автором сценария Амальки стал писатель Вацлав Чтвртек, написавший книгу и про лесных человечков Кржемелика и Вахмурку).
Фея наша всегда старается помогать лесным зверушкам/растениям и защищать их от неприятностей, которые (часто, но не всегда) причиняют люди. Так, в одной из серий, Амалька, совершая променад по лесу, дула на цветы, дабы пыльца с одного оседала на другом. Но налетевший ветерок неожиданно подхватил пыльцу и приподнял высоко над землей. Неизвестно чем бы все это завершилось, если бы не проходивший мимо знакомый мельник – он кинул фуражкой в хулигана((
Пат и Мат (чеш. Pat a Mat).
Режиссер: Любомир Бенеш (а после смерти режиссера дело продолжил его сын Марек). Всего с 1976 по 2021 год (в 2009 г. состоялся перезапуск кукольного мультсериала) было отснято 130 серий.
Сериал "Пат и мат" рассказывает о двух соседях-изобретателях, которые постоянно что-то ремонтируют и изобретают. Но не читают инструкций и вообще забивают на технику безопасности. Оттого у них вечно что-то идет не по плану, и получаются весьма забавные истории.
В коммунистический период истории страны мульт едва не был свернут. Все из-за одежды главных героев - красного и желтого свитеров. Цензоры усмотрели в них насмешку (Пат и Мат же часто косячили) на напряженные китайско-советские отношения (где красный цвет это СССР, а желтый - Китай). Поэтому создателям пришлось до 1989 года одевать Мата в нейтрально-серый свитер(.
Мах и Шебестова (чеш. Mach a Šebestová).
Режиссер Ярослав Дубрава снял этот сериал (34 серии (с 1982 по 2005 год)) по мотивам одноименной книги детского писателя Милоша Мацурека.
По сюжету Мах и Шебестова, ученики третьего класса, попадают в неординарные ситуации благодаря волшебной телефонной трубке. Они получили ее в награду от старика, который в первой серии искал свои потерянные очки, а поскольку дети ему помогли, то "получите-распишитесь" за волшебный артефакт. Телефон исполняет желания, но надо отдать должное главным героям – они никогда не пользуются им в корыстных целях, а лишь только для того, чтобы кому-то помочь.
Бонус. Том и Джерри (1961—1962).
В 50ые годы рейтинги еще недавно шумевшего американского мульта стали падать. Посему создатели приключений кота и мышонка Уильям Ханна и Джозеф Барбера ушли из Метро Голден Майер и основали собственную студию, а рисовать Тома и Джерри доверили чехословацкой студии Рембрандт Филм. Почему? Все дело в деньгах. Вместо 40 000 долларов на бюджет одной серии теперь отводилось в 4 раза меньше. А чехи были готовы нарисовать и за такие деньги.
В результате, как говорят критики (а они называют чехословацкий период "Тома и Джерри" худшим в истории), это сильно сказалось на качестве. Животные двигались слишком быстро, разрывистая анимация являла зрителям размытые тяжёлые пятна, а футуристическое звуковое сопровождение нагнетало какие-то жуткие эмоции.
По итогу - чехословацкие мультсериалы очень самобытны, по-своему интересны и, в большой степени, оригинальны (кроме Тома и Джерри, хехе). Порой они заставляют громко смеяться над своими сюжетами, а иногда и задуматься о действительно важных моментах: о любви, дружбе, доброте, отношениях с природой и братьями нашими меньшими. Они о Главном и поэтому так дороги нам с самого детства.
Продолжение следует...