Ну, вообще-то в гости к чехам, пану и пани Казмиржевым, мы пошли всей семье – мама, папа, мой младший брат и я.
Я уже упоминала, что мой папа был очень хорошим, грамотным специалистом-геотехнологом. И в 1977 году чехи пригласили его на работу в качестве консультанта по добыче определенного полезного ископаемого. Конечно, пригласили не только папу, еще несколько советских специалистов.
Поселили их в городе Либерец. Улица Яхимовская.
Младшему брату на то время было 9 лет, и он учился в Праге в школе-интернате при посольстве СССР.
Летом 1978 года я,18-летняя девчонка, преодолев невероятное количество препятствий в виде собеседований в нескольких организациях, получения характеристик для ОВИРа, приобретения чешских крон, покупки билетов на поезд Москва-Прага, получила долгожданную визу и приехала в Прагу…
Папа встречал меня на вокзале. Не буду описывать мои впечатления от несколько часовой прогулки по Праге. Скажу одно – было море эмоций! И шок!
У родителей я гостила 20 дней. Больше было нельзя, меня ждала учеба на втором курсе Геологоразведочного факультета в нашем ТашПИ.
Конечно же, мы с родителями объездили и посмотрели все, что только можно было увидеть за это время.
А в один из дней мне объявили, что мы идем в гости к знакомым родителей. Тем самым Казмиржевым.
Пан Казмирж работал вместе с папой, пани Казмиржева преподавала русский язык и литературу в школе.
У них были две дочки - Вендя и Мишо. Вендя, ровесница моего младшего 9-летнего брата, была тоненькой, изящной, очень милой и дружелюбной девочкой. Ее 14-летнряя сестра Мишо – угрюмым полноватым подростком с недобрым взглядом.
Перед походом в гости папа с мамой серьезно со мной поговорили, объяснив, что чехи все живут весьма экономно, гостей встречают скромно и есть много там нельзя (я очень любила поесть и родители мои это знали!)
И вот приходим мы в гости к Казмиржевым.
Квартира трехкомнатная, очень уютная, светлая и просторная. Для меня все необычно – таких европейских квартир я,конечно, не видела никогда. Ну, может быть только в кино.
Знакомимся, немного беседуем, садимся за стол.
На столе невиданной красоты посуда, но еды, как и сказал папа, очень мало – на тарелках какая-то сухая картошка и кусочки мяса с небольшим количеством овощей.
Я думаю – ну, понятно, больше, видимо, ничего не будет. Надо, думаю, хоть этим наестся.
Съедаю подчистую все, что было на тарелке, да еще не стесняюсь побольше хлеба взять, ну чтоб не остаться совсем голодной…
Доели мы ту картошку с мясом, пани Казмиржева все убрала со стола… Уходит на кухне вместе с дочками.
Конец ужину, полагаю я. Но они возвращаются с подносами в руках!...
И тут… Как посыпались на стол всякие яства – какие-то невиданные салаты из всевозможных овощей, невероятно вкусная домашняя колбаса с разными гарнирами, несколько видов тушеного мяса с соусами и подливками, вкуснейшие фаршированные перцы и помидоры со специями!...
А я-то наелась уже той сухой картошкой и тем сухим мясом! И хлебом!
Как же я была огорчена! Как разочарована! Столько заморской снеди на столе стоит, а я ничего не могу уже есть!
На мое счастье, наш визит длился очень долго, часов пять или шесть – папа с мамой о чем-то разговаривали с Казмиржевыми, мы с братом и девочками играли в их комнате в игру типа лото. Потом все вместе смотрели их фотоальбом.
Короче говоря, вся прежняя еда у меня утряслась, и я смогла попробовать всего понемногу, что стояло на том роскошном столе.
Под самое окончание ужина нам вынесли всякие пудинги, желе, коктейли с ягодами и кусочками фруктов.
Когда мы уходили уже домой, я, стоя в коридоре, поняла, что не смогу нагнуться и застегнуть босоножки. Иначе моя шикарная белая юбка из штрокса тут же лопнет в поясе!
Мой братишка наклонился и быстро, пока не видели хозяева дома, застегнул мои босоножки. Мы вернулись домой…
Но еще долго в моей памяти оставались те невиданные блюда, которыми нас потчевали «экономные» чехи!!