ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ЗДЕСЬ
Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!
Всё больше погружаясь в привычный с детства облик Павла Петровича (такой полубезумный карлик... стереотип, намертво прилепленный к императору советскими историографами), вспомнил вдруг строчки из песни "Чайфа":
...А потом, проходя мимо зеркала,
Я скажу: «А что, не так уж я и страшен"...
Да-да, представьте, начал находить в портретах Павла что-то симпатичное. Ну вглядитесь хоть в этот - титульный сегодня. Глаза - умные. На губах - ироничная полуулыбка человека, явно знающего о себе и об остальных что-то большее. Губы, кстати, не тонкие, змеиные, какие подобают сумасшедшим злодеям и мировым маниакам. Скорее чувственные. Волевой подбородок. Не красавец, далеко не красавец, чего уж, но есть в нём что-то... несомненно.
Однако, проследуем далее.
Читавшим предыдущие киноантологии "Русскаго Резонёра" понятно, что, вероятнее всего, там, где появлялся на экране Александр Павлович, не обошлось и без отца его. Именно так получилось с фильмом Михаила Ромма 1963 года "Корабли штурмуют бастионы". Названьице, кстати, так себе, отдаёт какой-то... детской литературой. Очень весёлый, хоть и несколько пожилой Александр в исполнении Михаила Названова заслужил тогда честную "шестёрку". А что же Павел?
В роли императора - заслуженный артист РСФСР с курьёзным для такой роли именем и фамилией... Павел Павленко. Так и хочется отпустить шутку юмора и сказать: дай-ка я угадаю и отчество! И, представьте, шутка не удастся, ибо отчество у актёра как раз "Павлович"! То есть - кому же играть Павла, как не... Неискушенному зрителю Павленко более всего памятен по роли отца Настеньки в "Морозко" и старца Зосимы в "Братьях Карамазовых".
Скажу откровенно: если Александр Павлович в фильме даже забавен своей легкомысленной светскостью, то Павел здесь, пожалуй, - эталон карикатуры на Государя. Хрипящий от приступов безудержной ярости карлик на кривеньких ножках (как только настоящий апоплексический удар не хватил?), коронованный безумец - это ещё не самые "лестные" эпитеты, которыми хочется наградить такого самодержца. Одна только фраза - "Ненавижу его хохолок!" - про Суворова, конечно, уже сама по себе отдаёт каким-то опереточным злодейством. Ух, как я зол!.. И горло живой курице перекусить!.. Такая неловко ходячая антитеза статному, совершенно голливудской красотою броскому Ушакову в исполнении Ивана Переверзева. Делайте, что хотите, а за такой чудовищный шарж - даже при изрядном сходстве - я больше "тройки" поставить не могу. Как говорил Велюров - "Какая безмерная однобокость!"
Чтобы мы могли оценить следующего Павла, должно было пройти... почти четверть века! Вот такая ужасающая непопулярность. И снова неминуемо пересечение публикации сегодняшней с киноантологией, посвящённой Александру I. "АССА", 1987 год. Возможно, кто-то вспомнит, - я тогда всё сокрушался над тем, что покойный SAS не преподал нынешним бондарчукам урока, и не снял в СССР действительно полноценного исторического фильма - настолько в "АССЕ" хороши редкие исторические эпизоды по "Грани веков" Эйдельмана. Повторюсь и вновь поясню своё мнение - почему именно этот Павел - лучший из всех своих экранных близнецов.
Сыгравший Государя исполнитель - не профессионал. Это - оператор и режиссёр Дмитрий Долинин. Как режиссёру мы обязаны ему за изумительные "Три года" по Чехову и очень достойное "Сентиментальное путешествие на картошку". Работы же его как оператора - не перечесть. "Республика ШКИД", "Начало", "Чужие письма", "Объяснение в любви", "Фантазии Фарятьева"... Одною фразой - почти весь золотой фонд "Ленфильма". Видимо, расхожая сентенция о том, что талантливый человек талантлив во всём, - не пустые слова. Потому что Павел у Долинина вышел именно так, что наконец-то зрителю (только не тому, что хлопал себя по ляжкам, хохоча над карикатурным Императором в "Кораблях") кажется: так вот он каков, настоящий Павел! А как же?.. А что же?.. А зачем же нас дурили-то столько времени? И в самом деле. Павел Долинина - человек страдающий. От непонимания. От размолвки со старшим сыном. От подозрений. И он ни разу (!!) за то время, что находится в кадре, ни разу не повышает голос. Браво - Долинин, и браво - Соловьёв. 10 баллов. Жаль одного - очень мало!
В 1991 году настоящий рыцарь Ленинградского ТВ Олег Рябоконь делает очередную экранизацию "Поручика Киже" с названием "Шаги императора". В роли Павла Петровича и в самом деле несколько схожий с ним Александр Филиппенко, к которому, признаюсь, я очень неравнодушен - за его чтецкие программы, и - особенно - за моноспектакль "Мертвые души". Что он там делал!! Один, всего один актер с дверями и подушечками вместо реквизита - а глаз не оторвать!
Мне, откровенно говоря, крайне затруднительно оценивать сколь-нибудь объективно этого Павла Петровича. С одной стороны - отдадим должное режиссёру! - "Шаги императора" в значительной степени дистанцировались от жанра исторического анекдота. С другой - Филиппенко сам по себе настолько острохарактерный актёр, что ему даже ни к чему применять клишированные, типично "павловские" (как нас научили и таки приучили) позы и жесты. Он только появляется в кадре, а пресловутый "неискушённый зритель" перед телевизором уже бьёт себя по ляжке (намеренно сгущаю краски с этими "ляжками") и восклицает: "Ну ты смотри! Ну точно Павел!" - как будто провёл с Государем в одном дворце не один год. Это точно не так скверно, как вышло у Павленко, и во всём действе есть даже что-то... человеческое и отчасти трогательное. Но всё же - не без приевшихся уже штампов, которые Филиппенко - повторюсь - производит не буквально, а невольно - в силу неуёмной своей харизмы и самой актёрской природы. А потому - субъективная "семёрка". Что, впрочем, не так уж и плохо!
Не было гроша, да вдруг алтын! Или даже целых два! Ибо в 2003 году сразу два Павла Петровича прорвались к нам. Охо-хо... Лучше бы не делали этого, так как нового ничего к образу Императора сии материализации не добавили, лишь окончательно расписались в неспособности кинематографа хотя бы попытаться очеловечить портрет царя-самодура, на склоне лет дорвавшегося до власти. Заранее приношу извинения за очередное пересечение двух киноантологий, но и "Бедный, бедный Павел" был весьма пристрастно рассмотрен впервые в сугубой связи с Александром Павловичем. Даже и не знаю, стоит ли упоминать бросающуюся в глаза музейность фильма и неуправляемый пестроватый, словно молдавская шаль, актёрский ансамбль - с откровенно скучающим Олегом Янковским, растерявшимся Алексеем Барабашем в роли Александра Павловича и почти всегда излишне буффонадным Виктором Сухоруковым. Любопытно сравнить его с Филиппенко - актёром также природно ярким, но всё же, как мне кажется, более сдержанным в разбрызгивании красок со своей палитры. Перетянув все одеяла вместе с покрывалами на себя, Павел-Сухоруков несколько "притопил" картину, и без того грустно метавшуюся между жанром "тайны дворцовых интриг" и историческим фарсом, собственно, вообще свойственным почти любому фильму о Павле Петровиче. Вынужденно впадая в силу собственных симпатий и антипатий в определённого рода субъективизм, я всё же обязан признать в трактовке Сухорукова определённую правоту скульптора, ваяющего бюст своего персонажа так, как он его видит. А потому, бессильно разводя руками, отдаю его "бедному Павлу" ту же "семёрку", что и Филиппенко. Так, полагаю, будет честно.
Судьба порою тасует актёрскую колоду столь причудливо, что диву даёшься. Кто бы мог подумать, что всё в том же 2003 году выйдет фильм с участием Павла, в котором Виктор Сухоруков сыграет... нет, не Павла (что было бы логично), а... графа Палена. При том, что ни о даже сколь-нибудь отдаленном сходстве речи не идёт категорически. Ну, примерно, если на роль Леонида Ильича Брежнева пригласить какое-нибудь Тимати в тот период его созревания, когда он тоненьким и абсолютно небрутальным голоском жалобно пел про "плачут небеса"... Надо заметить, киношоу (могу назвать это изделие только так) "Золотой век", повествующее о похождениях авантюристки Зубовой-Жеребцовой, провалилось уже на стадии кастинга, ибо задействованная в главной роли "блестящая" Ольга Орлова - всё что угодно, но только не актриса. Гоша Куценко в роли принца Уэльского... Ну, или так! Собственно, какая разница? Императора Павла играет не менее специфический исполнитель - Александр Баширов.
Безумно он был хорош в "АССЕ" (помните - "Я был нетрезв!.." А этот его полностью сымпровизированный монолог про "маленькую буковку"?), весьма недурён в дуэте с Коровьевым-Абдуловым, но тут... Когда Павел сообщает, что он только что объявил войну Англии, кажется, что Баширов просто репетирует роль Бегемота или вообще только что вырвался со съёмок "Даун Хауса", где пускал ветры в образе Фердыщенко. Изделие "Золотой век" оставляет настолько дикое впечатление, что более единицы (ежели бы надо было как-то трактовать именно его) не заслуживает, а Павлу... Ну давайте "тройку", что ли? Всё же некоторое сходство присутствует, да и трагический финал Императора тоже имеется. Если кто-то вдруг заинтересуется этим... продуктом, умоляю вас всеми богами и даже эльфами - не делайте этого, потратьте своё время на что-нибудь более приятное. Поклонников творчества Ольги Орловой (если таковые вообще существуют), разумеется, моя просьба не касается.
Вот и приблизились мы к финалу. Для вас, уважаемый читатель, это лишь прочтение пары абзацев, для меня - просмотр (хотя бы и в режиме листания серий) трёх сезонов (!!!) сериала "Екатерина". Вспоминая недавнюю "Елизавету", заранее содрогаюсь, ибо второй и третий сезоны принадлежат кисти (перу? руке? фантазии?) Дмитрия "Буратино" Иосифова, эту самую "Елизавету" и осуществившего. На что только не пойдёшь ради объективной публикации!! И это мне ещё повезло, что в другом сериале о Екатерине - "Великая" (два сезона) до Павла, слава богу, дело вовсе не дошло... А то бы совсем пропал ваш Русскiй РезонёрЪ! Чтобы не запутаться: в типа "нашем" сериале Екатерину играет Марина Александрова. В том, что обошёлся без Павла, - Юлия Снигирь. Второй мне априори более симпатичен - и короче, и смотреть не надо! Ну да делать нечего...
...Увы! Дольше двух серий второго сезона я не выдержал, за что и каюсь. Но почему-то думается, строго меня никто не осудит. Хотя бы потому, что... Да боже мой, откуда вы такого красавца выкопали? Да и чорт бы с ним, с этим царевичем - с причёской и лицом мажора-миллениала и точно таковыми же манерами и поведением!.. Кто вообще даёт деньги на такие сериалы? И таким режиссёрам? Вот же судьба-злодейка! Из прелестного Буратино вырос такой никудышный кинодеятель! Да что я на него одного-то взъелся, право? Здесь, полагаю, глубже копать надо. Для чего нас вообще кормят этими "скрепными" псевдоисторическими телекашами, имеющими к настоящей Истории отношения столько же, сколько Ольга Бузова к "Вильману" (именно так оно - с двумя высшими, между прочим, образованиями думает его звали... Кого они там вообще выпускают?) Шекспиру (хорошо, что не побуквенно - Схакеспеаре)? Приношу извинения Дмитрию Иосифову за собственную несдержанность, возможно, он славный человек, и ему (может быть) где-то в глубине души омерзительно то, чем он зарабатывает на жизнь, Искренне трактую всех этих годуновых, елизавет, екатерин и кого-там-ещё как заговор против российской культуры! Давайте вдумаемся! На каком этапе развития нашего общества "Россия молодая" или герасимовская дилогия о Петре подменились вдруг этими псевдоисторическими кракен-шоу? Ведь был же относительно недавно - в 2011-м - прекрасный (и недорогой причём) сериал Досталя о противостоянии Алексея Михайловича и Никона? Можем же?!.. Кто решил скармливать нам этот цветастый фаст-фуд? Ответа не будет, и так всё ясно... А потому ни в чём не повинному Павлу (да и самому сериалу) от души по-ноздрёвски запечатляю на румяно-невинном челе смачную безешку в виде "единицы".
Павлы закончились. И слова у меня кончились. "Повезло" ли Павлу Петровичу с кинематографом? Очевидно, что нет. Поверхностно видимая беглым взглядом эксцентричность его фигуры в основном перевоплотилась в гротеск, драма же ушла куда-то в закулисье, да и заблудилась там - в пыли веков и нагромождении исторических заблуждений. Пришло время подвести итоги нашего субъективного павловского квазифестиваля.
10 баллов. "АССА" 1987 год. Дмитрий Долинин
9 баллов. "Суворов". 1940 год. Аполлон Ячницкий
7 баллов. "Шаги императора" 1991 год. Александр Филиппенко
"Бедный, бедный Павел" 2003 год. Виктор Сухоруков
5 баллов. "Поручик Киже" 1934 год. Михаил Яншин
3 балла. "Корабли штурмуют бастионы" 1963 год. Павел Павленко
"Золотой век" 2003 год. Александр Баширов
1 балл. "Екатерина" 2017-2019 гг. Павел Табаков
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ