За горами был большой город, все жители которого были слепыми. Однажды какой-то чужеземный царь со своим войском расположился лагерем в пустыне неподалеку от города. У него в войске бы огромный боевой слон, прославившийся во многих битвах. Одним видом своим он уже повергал врагов в трепет.
Всем жителям города не терпелось узнать: что же это такое - слон.
И вот несколько представителей общества слепцов, дабы разрешить эту задачу, поспешили к царскому лагерю.
Не имея ни малейшего понятия о том, какие бывают слоны, они принялись ощупывать слона со всех сторон. При этом каждый, ощупав
какую-нибудь одну часть, решил, что теперь знает все об этом существе.
Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых горожан. Пребывающие в глубоком неведении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто заблуждался.
Слепых экспертов наберебой расспрашивали о том, какой формы слон, и выслушивали их объяснения.
Трогающий ухо слона сказал:
{Слон - это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер}.
Тот, кто ощупал хобот, сказал: {У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную}. {Слон могуч и крепок, как колонна}, - возразил третий, ощупавший ногу и ступню.
Каждый пощупал только одну из многих частей слона. И каждый воспринял его ошибочно.
Они не смогли умом охватить целого: ведь знание не бывает спутником слепцов. Все они что-то вообразили о слоне, и все были одинаково далеки от истины.
Созданное умозрением не ведёт о Божественном. В сей дисциплины нельзя проложить пути с помощью обычного интеллекта.
Мораль. Страсти вводят нас в заблуждение, так как они сосредоточивают все наше внимание на одной стороне рассматриваемого предмета и не дают нам возможности исследовать его всесторонне.
(К.А.Гельвеций)
Истинна всегда больше, чем части, ее составляющие, и даже больше, простая сумма всех частей.
Суждения человека определяются его позицией и информацией, которой он владеет.