Разбирая материалы для статьи о Джоне Диконе, мне попалась на глаза стенограмма интервью 1986 года, в котором приняли участие все участники группы. На первый взгляд это интервью не сообщает каких-то новых сведений, но, как всегда с Queen, очень увлекает эмоциональная сторона общения. Поэтому мы не отказали себе в праве предложить это интервью нашим читателям. Приятного прочтения.
N.B. Особый интерес вызывает тот факт, что запись интервью состоялась 10 июля, перед знаменитыми концертами Queen на стадионе "Уэмбли".
Радиоинтервью Мэри Тернер с Queen
Фредди Меркьюри: «Это просто судьба. Некий ингредиент, который у нас есть, и эта комбинация, похоже, сработала… Конечно, это не значит, что у нас нет собственного эго – у каждого из нас ужасное его – поэтому время от времени появляются разговоры о распаде. За все эти годы мы прошли через множество негативных настроений и прочего, и всегда кто-то из нас говорил: "Я тогда-то уйду из группы". Тем не менее мне кажется, что мы движемся в правильном направлении. Нам не нужно что-то специально делать, чтобы удержаться вместе» (этот фрагмент, возможно, прозвучал в записи).
«Не имеет значения, что удерживает их вместе, главное, что у нас есть Queen и её великолепная музыка. Это, вероятно, своего рода магия. И есть только один способ узнать это. Я Мэри Тернер, и в течение следующего часа я буду разговаривать с Фредди Меркьюри, Роджером Тейлором, Брайаном Мэем и Джоном Диконом. Queen, неформально».
Мэри Тернер: «Как вы думаете, за 14 лет ваши отношения сильно изменились? Вы, вероятно, сейчас пишите гораздо больше, чем раньше?»
Роджер Тейлор: «Да, я чувствую себя намного счастливее. Теперь я вношу гораздо более весомый творческий вклад, чем раньше. Когда-то всё ограничивалось барабанами и странными вокальными партиями».
Мэри Тернер: «Дамы и господа, Роджер Тейлор!»
Роджер: «Так что наши отношения внутри группы действительно изменились и стали в определенной степени более демократичными. Давайте посмотрим правде в глаза: вначале Фредди был единственным…и Брайан…они были единственными настоящими авторами в группе, а теперь все вроде как равны».
Мэри Тернер: «У вас возникают споры в студии?»
Джон Дикон: «Случаются, конечно».
Мэри Тернер: «Можно ли в этом случае говорить о драках и тому подобном?»
Джон: «Было несколько раз. Но что мне нравится – это то, что после любой ссоры мы всегда в состоянии вернуться на следующий день или через какое-то время, поговорить друг с другом, что помогает нам преодолеть это. Думаю, что сейчас мы приближаемся к той стадии зрелости, когда мы ясно осознаем, что значит быть успешной группой. Каждый, кто начинает играть в группе, этого хочет, однако для нас это уже данность. Между тем всё становится сложнее, потому что у нас осталось несколько нереализованных амбиций… у меня, по крайней мере. Я имею в виду, что остались страны и города, где мы еще не играли – например, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Китай, но это долгосрочные планы, а так… мы по-прежнему хотим вернуться в Америку, чтобы вернуть свои прежние позиции».
Мэри Тернер: «В самом начале песни "One Vision" звучит весьма странная последовательность. Что это?»
Роджер: «Слова здесь идут в обратной последовательности, и мы также использовали некоторые трюки с замедлением и гармонизацией, чтобы создать ощущение таинственной записи».
Мэри Тернер: «Там есть секретное сообщение?»
Роджер: «Нет, там говорится…там есть строка, которая…я думаю, что люди приписывают это какому-то поклонению сверхъестественному, хотя сама фраза в оригинале звучит, как "Пути Господни неисповедимы", вот что она означает».
Мэри Тернер: «Мне было бы интересно узнать, есть ли у вас какой-то особый ритуал перед выходом на сцену, возможно, какая-то последовательность действий, чтобы морально подготовиться?»
Роджер: «У меня есть пара стаканчиков шотландского виски, вот и всё…два стакана, ни больше ни меньше».
Мэри Тернер: «Это связано с каким-то трюком?»
Роджер: «Да, это делает вас более агрессивным и восприимчивым. Если добавить к двум еще один, то вы будете делать всё немного медленнее».
Мэри Тернер: «Что происходит, когда вы покидаете сцену?»
Роджер: «Я падаю в обморок. Нет ничего приятнее, чем когда кто-то снимает с тебя носки и обувь. Это так здорово! Итак, первое, что мы делаем за кулисами, – просто откидываемся на спинки стульев, и все эти люди снимают с нас носки и обувь» (Смеется).
Неважно, насколько вы успешны во всем мире, если никто не знает вас в родной округе. Конечно, абсолютно все стремятся быть признанными в своем родном городе. Поэтому, когда Queen распродали все билеты на лондонский стадион "Уэмбли" в рекордно короткие сроки, они были невероятно счастливы. Тогда они вздохнули свободнее, однако подобная ответственность нередко приводит к известной нервозности.
Мэри Тернер: «Ваши фантастические продажи на "Уэмбли" превзошли или повторили рекорды Брюса Спрингстина и The Rolling Stones, с их невероятными концертами. Вы, должно быть, гордитесь этим фактом».
Роджер: «Это здорово…мы были ошеломлены таким интересом. Харви Голдсмит, наш промоутер, был действительно поражен этим. Мы распродали билеты буквально сразу, и вы просто не можете поверить, что было подано около полумиллиона заявок на билеты…всё это просто поразительно».
Мэри Тернер: «Вы чувствуете себя по-другому, играя здесь, на своей родной территории?»
Роджер: «Да, но при этом всегда найдутся какие-то ненужные стрессы…например, на таком концерте может быть твоя мать, множество людей, которых ты знаешь…Хорошо, если ты просто вежлив и немного отстранён от всего этого, но это также одна из причин, почему мы любим здесь играть…Не знаете, а в Вене будет весело? (Смеется). Еще вы должны иметь в виду, что "Уэмбли" – это особое место для англичан. "Уэмбли" – это национальный стадион, и он, естественно, довольно большой. Там было не так много концертов, поэтому, возможно, перед этим мы будем нервничать».
Мэри Тернер: «Концерт прошлой ночью был связан с какой-то королевской благотворительностью?» (речь идет о концерте 9 июля в Ньюкасле. – Прим. пер.)
Роджер: «Ну да, хотя королевский статус не всегда имеет решающее значение. Хотя да, принцесса Анна была действительно вовлечена. Эта акция "Спасите детей", которая предназначена для детей во всем мире. Прежде всего для детей с ограниченными возможностями. Поэтому мы и подумали, что было бы неплохо поучаствовать в еще одной благотворительности. Насколько я знаю, другие время от времени участвуют в мероприятиях фонда "Prince's Trust" (британской благотворительной организации, основанной принцем Чарльзом, которая оказывает разнообразную поддержку молодым людям. – Прим. пер.), после чего становятся рыцарями…Сэр Фил Коллинз (он в действительности не имеет этого титула. – Прим. пер.), лорд Элтон (Роджер здесь, очевидно, иронизирует. Элтон Джон был посвящен в рыцари лишь в 1998 году. – Прим. пер.)…неважно… граф Клэптон (британский музыкант Эрик Клэптон. – Прим. пер.), но мы подумали, что нет, мы должны просто отдать деньги на благотворительность».
Мэри Тернер: «С чем бы вы сравнили этот опыт? Вы часто встречаетесь с подобными людьми? Вы, как британец, вероятно, должны чувствовать нечто особенное при встрече с королевской семьей».
Роджер: «Разве они не такие же люди?»
Мэри Тернер: «Да, но…»
Роджер: «Думаю, вы правы…на самом деле я сильно нервничал в прошлом году, когда мы встретились с Чарльзом и Дианой…да, это было очень волнительно, и мы все сидели на одном ряду, а рядом со мной сидел Дэвид Боуи. Мы оба очень сильно нервничали, и он тогда, кажется, выкурил всю мою пачку "Marlboro". Мы стояли в самом конце, так что нам пришлось подождать, пока этот…и оператор настроили свое оборудование – это слегка действовало на нервы. Это был очень странный опыт».
Мэри Тернер: «Она была красивой?»
Роджер: (Колеблется) «Да, она же девушка, как вы знаете» (Смех).
Мэри Тернер: «Расскажите нам, что чувствуют четверо молодых англичан, когда их представляют членам королевской семьи?»
Брайан Мэй: (Смеется) «Мне это понравилось больше, чем я мог бы подумать. Я не особо люблю все эти королевские штучки, но я был очень удивлен, какая харизма или аура, называйте это как хотите, была у Чарльза и Дианы. Мне действительно понравилась наша встреча с ними. Они были очень милыми, обаятельными и искренне заинтересованными. В них не чувствовалось фальши, и они были по-настоящему заинтересованы тем, что происходило. Как оказалось, они достаточно много о нас знают, и это было совсем не то, чего я ожидал. Это было очень мило. На самом деле, это очень приятное чувство, которое сравнимо с ситуацией, когда ваша мать или отец говорит, что вы хороший мальчик и похлопывает вас по плечу. Конечно, вы чувствуете, что это иррационально, однако при этом не можете отказаться от приятной мысли: "О, хорошо, я сделал что-то правильное для разнообразия"» (Смеется).
Мэри Тернер: «Здесь можно лишь добавить, что Чарльз и Диана – наши ровесники, между тем как этот парень – будущий король Великобритании. Это запредельно проводить с ними время за кулисами рок-концерта!»
Брайан: «Да, это весьма странно. Я, признаюсь, очень уважаю Чарльза. Он не боится говорить то, что думает. Это действительно очень нелегко. Как вы знаете, король или королева Англии теперь уже не имеют власти, поэтому это совсем не то же самое, что быть президентом. Но контроль, который над ними осуществляется, огромен, и им приходится придерживаться этой тонкой дипломатической линии. Тем не менее Чарльзу никогда не нужно было подсказывать то, что говорить, и он высказал много вещей, которых было весьма нелегко произнести, и я уважаю его за это. Я думаю, он будет великим королем в свое время».
Мэри Тернер: «В наши дни заметны социальная активность, интерес к мероприятиям, подобным "Live Aid" и "Amnesty" (Amnesty International – международная неправительственная организация, основанная в Великобритании, которая ставит своей целью защиту прав на физическую и психологическую неприкосновенность, свободу совести и самовыражения и т.д. – Прим. пер.). Как вы думаете, с чем это связано? Еще каких-то десять лет назад никто об этом не думал».
Брайан: «В наши дни мы стали более практичными, потому что людей всегда волновали эти темы. В 60-е все хотели нести мир и любовь, но при этом никто толком не знал, что для этого нужно. Не так давно, например, цитировали Джоан Баэз… это была Джоан Баэз? Нет, это была Грейс Слик, и вот её спросили, почему все сравнивают "Live Aid" с "Вудстоком". Тогда она сказала, что это неправильно. "Вудсток" был пустой тратой времени, потому что это было лишь внутреннее мероприятие, а "Live Aid" сразу же распространился наружу. Он повлиял на жизнь многих людей, которые нуждались в помощи. Думаю, что рок-н-ролл немного повзрослел, и иногда мы делаем весьма правильные вещи».
«A Kind of Magic» - первый альбом Queen за два года. Нет, не сама запись заняла столько времени, они просто были заняты другими проектами, в том числе сольными альбомами, саундтреками к фильмам и обучающими видеороликами. Обучающие видеоролики? Брайан Мэй в качестве учителя музыки? Что ж, готовьте свои записные книжки, ведь у нас на очереди неофициальный урок на гитаре.
Я Мэри Тернер, разговариваю с Брайаном Мэем и Джоном Диконом из Queen.
Мэри Тернер: «В прошлом году вы занимались совершенно новыми для себя проектами. Насколько я знаю, вы, Брайан, разработали гитару для продажи…»
Брайан: «О да, гитара "Guild" – копия моей, которую я использую в течение многих лет. Я создал её вместе с отцом двадцать лет назад. И они очень хорошо справились с этим, хотя она, к сожалению, стоит очень дорого. Поэтому я немного расстроен тем, что моя работа оказалась направлена на элиту, хотя я бы предпочел, чтобы она была доступна всем желающим. Возможно, в будущем мы сможем выпустить более бюджетную версию».
Мэри Тернер: «Это точная копия вашей гитары?»
Брайан: «Да, это очень, очень близко, в том числе с точки зрения звука».
Мэри Тернер: «Вы также сняли видео?»
Брайан: «Да, видео "Star Licks", своего рода учебное пособие для людей, которые хотят играть, как некоторые музыканты. Я думаю, это весьма неплохая задумка…жаль, что её нельзя было осуществить раньше. Лично я бы хотел поработать в рамках "Star Licks" с Эриком Клэптоном, это было бы чудесно…Это действительно очень хорошая вещь, и я бы хотел видеть, как люди всё больше вовлекаются в это. Я бы также с удовольствием посмотрел, как нечто подобное делают Джордж Харрисон и Эрик Клэптон, потому что вы, очевидно, можете сказать больше в обучающем видео, чем на листе бумаги. При этом зрители могут видеть, как двигаются руки парня, слышать, что происходит…это очень интимная вещь».
Мэри Тернер: «Вы единственный из группы, кто не записал сольный альбом».
Джон: «Это потому, что я не умею петь».
Мэри Тернер: (Смеется) «Вы уверены?»
Джон: «Да-да, это звучит довольно плохо, хотя однажды я, возможно, возьму уроки пения».
Мэри Тернер: «Вы жалеете об этом?»
Джон: «Да. Конечно, это ужасно. Ты словно в инвалидном кресле, потому что не можешь выразить себя так, как тебе бы хотелось. Было бы прекрасно, если бы я мог петь. Нет, это большое препятствие в плане написания песен. Я бы очень хотел петь, но не могу».
Мэри Тернер: «Когда вы создаете свои песни и записываете демо?»
Джон: «Ну…видите ли, большую часть карьеры я работал с Фредди, и он очень хорош в своем деле. Поэтому я предлагал определенные идеи, а он просто улучшал их. Я никогда не работал с другими певцами».
Вы продали около 25 миллионов копий альбомов, выиграли бесчисленное множество наград (от лучшего исполнителя до любимой группы Америки), у вас была как минимум одна песня номер один в каждой стране, где есть радиостанция, а также в нескольких, где её нет. Что же дальше?
Мэри Тернер: «Музыка по-прежнему является самой важной частью вашей жизни? Интересно, вы когда-нибудь сможете вырасти из этого?»
Роджер: «Иногда я тоже об этом думаю, и мне действительно следовало бы вырасти из этого, но потом я снова возвращаюсь к мысли, что для меня музыка - самое важное в жизни. Просто иногда меня это немного достает. У нас достаточно гастролей, и я не устаю от записей в студии. Я просто…"Я больше не могу слушать музыку!" Последнее, что я хотел бы слушать по радио, это музыка. Это уже слишком».
Мэри Тернер:«У вас, Фредди, были очень успешные годы, международные туры с золотыми альбомами, то есть всё то, о чем мечтают дети, когда создают группу. Так что же заставляет вас двигаться дальше?»
Фредди: «Это тест на выживание. Конечно, мы могли бы просто уйти и сказать, что с нас хватит и жить долго и счастливо, однако такая жизнь не для нас. Мы здесь для того, чтобы создавать музыку, и лично меня это интересует больше всего. Знать, что вашу песню люди по-настоящему ценят и любят, - удивительное и прекрасное чувство».
Мэри Тернер:«Весьма забавно, что после всех этих лет критики так плохо отзываются о вас».
Фредди: «Думаю, мы научились жить с этим…мы жили с этим последние пять, шесть или семь лет, и, можно сказать, что мы к этому как бы привыкли. Это норма, и она меня не беспокоит…Я никогда не позволял прессе волновать меня…В первые дни ты постоянно думаешь об этом, поэтому идешь и покупаешь газеты, чтобы убедиться, что о твоем существовании знают, но теперь мы относимся к этому совершенно по-другому. Сейчас мы больше думаем о том, покупают ли люди наш продукт… и это именно то, что заставляет нас двигаться дальше».