Суд отправил бывшего главного внештатного нарколога Минздрава РФ под домашний арест по делу о мошенничестве. Боком ему вышла идея, которая должна была ударить по кошелькам всех водителей в стране.
Фото: © РИА Новости / Нина Зотина; 5-tv.ru
Бывшего главного внештанного нарколога Минздрава Евгения Брюна отправили под домашний арест. Он и его заместитель по «Российской наркологической лиге» Владимир Якушев — главные фигуранты громкого дела о мошенничестве. Есть еще подозреваемые, но это, скорее, технические персонажи.
По мнению следствия, выявленная группа лиц поставляла по завышенным ценам препараты и оборудование в бюджетные учреждения. Расследование длилось три года и началось с громкого скандала, когда всех автолюбителей попытались заставить сдавать новые дорогие тесты. Инициативу продвигал главный нарколог страны, а его приближенные поставляли нужные тест-системы.
Брюн вины не признает. Следствие считает, что улик достаточно. Если бы не хронические заболевания пожилого медика его бы отправили в СИЗО. Ведь связи, авторитет и опыт задержанного — это мощные рычаги воздействия.
Долгие годы Евгений Брюн и по должности, и по своим амбициям был главным наркологом страны. Активным и предприимчивым. Коллеги уважали — профессор, доктор наук, бессменный руководитель крупнейшего в Европе Московского научно-практического центра наркологии. Как при этом выстраивалась бизнес-схема — расскажет обозреватель «Известий» Георгий Гривенный.
Бывший главный нарколог Минздрава России отправлен под домашний арест до 3 октября, но из Кузьминского суда его везут не домой, а на продолжение следственных действий. Вопросов масса. В частности, по данным прокуратуры Москвы, Евгений Брюн и его соучастник Владимир Якушев через подконтрольные фирмы похитили не менее 20 миллионов рублей у Департамента здравоохранения столицы.
Тест-системы для анализов на алкоголь и наркотики поставлялись в НПЦ наркологии, директором и президентом которой много лет был как раз Евгений Брюн. Цены намеренно завышались участниками преступной схемы, которую «Известия» вскрыли еще два года назад. Уже тогда мы задавали Евгению Брюну неприятные вопросы, но он уходил от ответов.
«Я не хочу отвечать в принципе, потому что ваша компания лезет в дела Минздрава!» — оправдывался именитый нарколог.
Но теперь ответить все же придется. Давний соратник Брюна — Владимир Якушев — признал вину и заключил досудебную сделку со следствием. Наверняка расскажет о паутине семейно-криминального бизнеса, которую нам удалось отследить.
Вице-президент «Российской наркологической лиги» Якушев со своей женой Еленой — совладелицей этой же «Лиги» — также владел фирмами «Импульсмед», «Медиатрейд», «Нарколаб» и другими. «Импульсмед» вместе с компаниями «Амтела» и « Ньютерра» за пять лет выиграл тендеров на поставки оборудования и тест-систем на 526 миллионов рублей.
В 2016-м все компании Якушев якобы безвозмездно передал своему зятю — Павлу Лошакову. А вот, кстати, и он сам. Мы застали его дома. Мужчина утверждает, что он — фермер. А бумажки на владение фирмами подписал по незнанию. Но ведет себя крайне нервно, поливает съемочную группу водой.
Впрочем, нам удалось выяснить, что у Лошакова есть дочь Олеся. А ее муж Сергей Васильев является совладельцем и гендиректором компаний «Глобал Парк» и «Нарколаб», которая за последние четыре года получила 223,2 миллиона рублей через госконтракты на поставки медизделий. Эти две компании уже в 2022 году продолжали заключать сделки с НПЦ наркологии Евгения Брюна. Сергей Васильев тоже задержан по этому уголовному делу
Тринадцать лет — с 2009-го года — Евгений Брюн был главным внештатным психиатром-наркологом Минздрава. Медийная фигура. Сотни пресс-конференций и интервью, постоянные советы: как избавиться от наркомании или алкоголизма. Казалось бы, праведный путь врача. Но теперь следствие считает, что на этом пути Евгений Брюн и его коллеги оставили много криминальных следов.
Накануне сразу по 27 адресам в Москве прошли обыски. Брюн был задержан на юго-востоке столицы, поэтому в субботу его доставили в Кузьминский районный суд. Который, несмотря на выходной день, рассмотрел материалы дела и ходатайства следствия.
Осенью 2019-го все наркодиспансеры в России, несмотря на лютый мороз, штурмовали тысячи водителей. Люди спешили получить необходимые справки от наркологов до предстоящего резкого скачка цен — с 500 до пяти тысяч рублей — за счет нового CDT-теста. Очень дорогого и весьма сомнительного, по мнению многих врачей. Маркер якобы мог показать предрасположенность к хроническому алкоголизму, но мог давать сбои из-за приема пациентом обычных лекарств. Евгений Брюн настаивал на введение именно этой, крайне дорогой системы.
Нам удалось отследить более 60 поставок аппаратуры и реагентов для CDT-анализов в регионы России. Наркодиспансеры закупали их по цене от шести до восьми с половиной миллионов рублей за комплект. При себестоимости не более полутора миллионов!
При этом единственным поставщиком диагностических аппаратов являлась уже известная нам компания «Медиатрейд», принадлежавшая соратнику Брюна Владимиру Якушеву. Общая сумма полученных бюджетных средств на одних только аппаратах «Капиллар» и «Миникап-2» — более 400 миллионов рублей.
В ноябре 2019-го только вмешательство президента спасло автомобилистов от разорения на справках. Потом в течение двух лет Антимонопольная служба вела расследование и усмотрела признаки картельного сговора.
«Территория картеля — это 63 региона Российской Федерации. Таким образом, по моему мнению, 63 государственных заказчика сформировали начальную максимальную цену таким образом, чтобы на данном рынке побеждали одни и те же предприятия», — сообщил Руслан Новик, руководитель юридического партнерства.
В числе участников сговра также были компании «Битест», «Империя», «Маджести», «Фармпост» — многократные победители тендеров на госконтракты и участники сделок с тем же НПЦ наркологии. Их владелец и гендиректор Денис Кутейников, по нашим данным, также задержан по делу Брюна. Его адвокат после заседания не скрывал обеспокоенности за подзащитного.
«Могло быть хуже», — сказал юрист.
Впрочем, насколько именно хуже стало государственному бюджету от многолетней работы этой семейно-криминальной схемы, покажут только следствие и будущий судебный процесс.