Особенности церковной архитектуры Карельского перешейка.
С XVIII в. в Финляндии получила распространение планировка церковных зданий в виде равноконечного греческого креста: кафедру проповедника можно было устроить в центре зала ближе к прихожанам. Позже, ввиду необходимости увеличения площади зданий и существущего ограничения на длину брёвен, греческий крест трансформировался в сложный и многоугольный "сдвоенный крест". Церкви строили, понятное дело, из дерева и ни одна до наших дней не сохранилась.
С началом строительства каменных храмов к концу XVIII - первой половине XIX вв. в Финляндии уже вовсю господствует классицизм и наблюдается отход от прежней планировки: кирха прихода Саккиярви (Энгель К.Л.), Спасо-Преображенский собор (Львов Н.А./Брокман И.) и лютеранская церковь Петра и Павла (Фельтен Ю./Брокман И.) в Выборге.
В середине XIX в. классицизм в архитектуре сменяется историзмом. Например, кирха в Яаски, сочетавшая в себе традиционную планировку здания с неоготическими деталями в оформлении храма.
В дальнейшем готика продолжала занимать умы архитекторов и здесь нельзя не упомянуть Новый кафедральный собор в Выборге, который спроектировал тот же человек, что и "ведьмин дом" - Диппель Э.
Начало XX в. стало временем пусть и недолго расцвета национального романтизма или северного модерна. В церковной архитектуре пионером и проводником выступает Стейнбек Й., который за свою жизнь отстроил 35 различных церквей.
Црекви данного периода отличаются переосмыслением мотивов средневекового зодчества, планировка возвращается к традиционному крестообразному плану, широко используется местный гранит.
Для церковного строительства 1920-1930-хх гг. характерно стремление к совмещению романтизма с функционализмом и последующая эволюция в функционализм/конструктивизм. Постройки этого периода отличаются прямоугольным планом и довольно строгим декором.
Примером стиля строго функционализма на грани с конструктивизмом служит кирха в Каннельярви (Уно Ульберг) или кирха в Вуоксенранте ( Вяйно Кейнянен).
Кирха прихода Вуоксела (п. Ромашки): Илмари Лаунис (1929 г.).
Координаты: 60.711984, 29.779351
Герб.
В червленом поле с серебряной зубчатой стеной опрокинутое вписанное серебряное волнообразное стропило. заполненное лазурью. В лазури золотой якорный крест, поверх всего – с дамасцировкой наподобие цветка, сопровождаемый вверху червленой княжеской шапкой с горностаевой опушкой и тремя отвлеченными золотыми ромашками.
На берегу северного рукава реки Вуоксы (неподалёку от Лосево) до войны находилась финская деревня Вуоксела. Остались лишь пара напоминаний о прошлых обитателях этих мест - кирха да приходское кладбище.
Ближайший к ней населённый пункт - посёлок "Ромашки" на противоположном берегу реки. Это тоже бывшая финская деревня Кунинкаанристи («королевский крест» (фин.)). Летом, чтобы добраться от Ромашек до кирхи, нужно сделать крюк по дороге почти в 10 км, либо найти у местных лодку. Зимой смельчаки переходят реку по льду.
С 1323 по 1617 гг. в этом месте по Вуокса-вирте, проходила русско-шведская граница, обозначенная Ореховецким мирным договором. Восточный берег, на котором сейчас находятся Ромашки, исторически был русским, западный, где кирха, — шведским.
Решение об образовании прихода Вуоксела было утверждено сенатом Финляндии в 1912 г. В состав нового прихода вошли деревни из приходов Валкъярви (Мичуринское), Муолаа (Правдино) и Саккола (Громово) В одной из деревень новообразованного прихода, Уусикюля, уже существовала часовня, видавшая виды церковь, которую купили в Антреа за 3 000 марок, но жители других деревень не пожелали использовать её в качестве церкви и в 1915 г. было принято решение о строительстве нового храма.
В 1917 г. архитектор Илмари Лаунис подготовил проект, но различные споры, междуусобицы и несогласованность не позволили этот проект реализовать.
Новый проект был реализован также Илмари Лаунисом в 1927 г. и через 2 года в местечке Вирккиля постройка церкви была завершена.
Зал был рассчитан на 1000 мест, был установлен орган Kangasala на 16 регистров, на алтарной стене было закреплено распятие.
Вокруг храма в 1938 г. установили каменную ограду по проекту Юхани Виистена (высота - 1,2 м, ширина - 50 см), на строительстве которой работали все жители прихода: 11 деревень, что довольно немало. Высота ограды по справочникам 1,2 м, ширина 50 см.
Неподалеку от церкви находилось приходское кладбище, открытое ещё до строительства самой кирхи. В 1918 г. там были захоронены белые финны - жертвы Гражданской войны. В 1921 г. на захоронении был открыт памятник, который воссоздали с использованием оригинальных частей статуи (голова утрачена) уже в 1995 г.
В советское время здесь разместилась база радиотехнического завода Козицкого, которая включила в свою территорию здание кирхи и братское захоронение финских солдат. Сейчас это частная территория, где располагается база отдыха «для очень своих».
Кирха прихода Вуоксенранта (п. Озёрское): Вяйно Кейнянен (1934 г.).
Координаты: 60.514875, 29.285489
Герб.
Территория коммуны Вуоксенранта входила в уезд Яаски (п. Лесогорский). После открытия порогов в Кивиниеми (Лосево) в 1857 г. уровень воды в Вуоксе понизился на 3.5 метра, что высвободило тысячи гектаров плодородной земли.
По распоряжению батюшки-царя от 5 ноября 1913 г. был основан церковный приход Вуоксенранта, что и привело к образованию волости Вуоксенранта. Согласно этому указу, от прихода Антреа отделялись деревни Каркеала, Каскиселька, Корпилахти, Куйваниеми, Ораванкютё, Парсиканмаа, Пёюрюнниеми, Синтола, Тальяла и Виркинниеми, а также части деревни Кекинниеми под названием Сало-Кеккиля. Таким образом, во вновь образованный приход вошли 412 дворов и 3537 жителей. Тем не менее, жители деревни Сало-Кеккиля были недовольны таким решением, что привело к тому, что 11 ноября 1915 г. был отдан указ о том, что дворы Сало-Кеккиля могут остаться в приходе Антреа.
В 1920 г. было принято решение о строительстве кирхи и дома священника в приходе Вуоксенранта. Для дома священника в километре от кирхи был куплен участок земли под названием Хевоскангас со всеми находящимися на нем строениями. Для священника по проекту строительного мастера Антти Суни был построен бревенчатый дом на 8 комнат. Позднее, в 1938 г. каменщик Микко Сихво пристроил отдельный зал для приходского архива, который предохранял документы от пожара.
Проект кирхи был заказан уже в 1921 году, однако разбросанность прихожан и разногласия о месте расположения кирхи существенно задержали начало строительства, а часть жителей вообще покинули церковь и примкнули к методистской церкви прихода Вуоксенлааксо.
В 1920 г. было принято решение о строительстве кирхи и дома священника в приходе Вуоксенранта. Для дома священника в километре от кирхи был куплен участок земли под названием Хевоскангас со всеми находящимися на нем строениями. Для священника по проекту строительного мастера Антти Суни был построен бревенчатый дом на 8 комнат. Позднее, в 1938 году каменщик Микко Сихво пристроил отдельный зал для приходского архива, который предохранял документы от пожара.
В 1921 г. у выборгского архитектора Вяйнё Кейнанена был заказан проект новой кирхи: важно, чтобы кирха была из кирпича, а вместительность должна быть рассчитана на 600 посадочных мест.
В связи с нехваткой средств лишь в 1934 г. был объявлен конкурс на строительство. Из множества поступивших предложений было выбрано одно на сумму 640 000 марок от выборгского строительного общества "KВ.Стен".
Интересный факт:
Строительная фирма Стена обанкротилась вскоре после завершения строительства кирхи Вуоксенранта вследствие неблагоприятной коньюктуры на строительном рынке и мирового экономического кризиса в те годы.
Кирха была оборудована системой центрального парового отопления. А кирха Антреа подарила роскошные люстры, которые стали ей не нужны в результате электрофикации. На алтарной стене были сделаны красивые фрески о благословлении Христом.
Колокольня была увенчана шпилем и на ней находились два колокола, отлитых на заводе Lokomo в Тампере. Один из этих колоколов находится на колокольне церкви Св. Иова на Волковском кладбище.
В советское время церковь использовали, как кинотеатр и клуб. В 1994 г. церковь была приведена в порядок и здесь даже иногда совершаются службы.
Кирха прихода Антреа (г. Каменногорск): Миритц Ф.Ф. (1894 г.).
Герб.
В лазоревом поле два серебряных свитка накрест, поверх которых положен золотой топор, рукоять которого снизу завершена медвежьей головой; все перевязано червленой лентой.
После Северной войны уезд Яаски был разделен на две части. Южная и восточная части вошли в состав России и стали коммуной Святого Андрея Первозванного (именно это стало основой для названия Антреа). С этого момента начался период относительно мирного развития региона.
В 1725 г. русским мастером Даниловичем Д. и 13 плотниками в деревне Хатула, которая по посвящению церкви в дальнейшем получила название Антреа, была построена кирха. Кирха простояла добрых 30 лет и исчезла в пожаре.
В 1767 г., по проекту церковного архитектора Эскила Коллениуса была построена вторая кирха Антреа. К концу XIX в. кирха стала тесной и приход заказал новую. Эту же продали в деревню Уусикюля для строительства часовни.
Последняя кирха, была построена в 1893-94 гг. в готическом стиле по проекту архитектора Миритца Ф.Ф.
В 1906 г. был приобретён орган на 24 регистра. В 1912 г. в церковь провели отопление, а в 1934 г. - электричество.
Кирха погибла летом 1941 года в момент отступления с боями Красной армии. На холме в ельнике сохранился каменный фундамент и новый памятник в память о храме.
На прилегающей территории в 1990-е гг. был разбит мемориальный парк. В 1996 году были восстановлены Церковные ворота и установлена памятная доска.
При написании статьи частично использовались материалы со следующих ресурсов:
Книга "Храмы Карельского перешейка" (Лапин И.С.).
#карелия #кирхи #архитектурапетербурга #вуокса #антреа #каменногорск #архитектура #кирха
Читатель, понравился ли тебе материал? Пиши в комментариях.
Приглашаю тебя посетить ещё несколько дико интересных мест: