Найти тему
Пыльный микрофон

"Умей отдыхать": агитплакаты из СССР

Агитационные плакаты в Советском Союзе были крайне популярной темой. С помощью "агиток" власти всех уровней могли влиять на социальные процессы и формировать настроения в массах. В конце концов, речь идет о той же социальной рекламе, только во времена, когда об активном развитии цифровых технологий ничего слыхом не слыхивали.

Активно развивать это направление советские власти стали еще в 20-е годы, когда к созданию агитационных плакатов за очень хорошее вознаграждение привлекались лучшие художники-авангардисты и поэты страны. Владимир Маяковский, Казимир Малевич и творческая группа Кукрыниксы в разное время были сотрудниками издательства "Окна РОСТА". Правительство молодой советской республики не прогадало.

Мастера тонко чувствовали настроения масс и с помощью своей едкой сатиры помогали бороться с такими людскими пороками, как пьянство, аморальное поведение, зависть или лень. Это было особенно нужно в тот период, когда православная церковь потеряла свои позиции в обществе и фактически ушла в "подполье". Советский Союз активно взращивал атеистов, а за моральный облик граждан отвечали парткомы и такие вот агитки, висящие на улицах на каждом углу.

Не обходилась без агитационной пропаганды и советская пресса. Любопытно, что в каждое десятилетие были свои злободневные темы. Например, в конце 20-х голов Советы хотели отчаянно истребить остатки "недобитой буржуазии" и всего, что с ней было связано. Богемные тусовки, тяга к роскошной жизни – все это активно порицалось.

***

Порицались и "ночные бабочки", которые дискредитировали образ советской женщины - строительницы светлого будущего.

Макияж, парики, перья и платья по западной моде считались вульгарными и недостойными простой крестьянки и рабочей. К злободневному плакату 1929 года под названием "Стой!" поэт Демьян бедный  даже сочинил короткое четверостишие.

Перья, пудра, краски, мушки,

Блеск поддельной красоты,

Продающиеся "душки",

Безобразные "коты"...

Тем не менее, через два года агитку с девицей модельной внешности в "гангстерском" платье изъяли из тиража. Пусть народ не думает, что в советском обществе дамочки с пониженной социальной ответственностью существуют, как класс.

***

Агитки 30-х годов рассказывали о жизни сталеваров, шахтеров и других передовиков труда. Но как стать стахановцем молодому труженику, который попал в коллектив с таким явлением, как "дедовщина"?

-2

Показатели неизбежно начнут страдать. Вот почему власти призывали опытных рабочих не издеваться над зелеными новичками.

***

В первой половине 40-х годов все подавляющее число агитплакатов было посвящено теме ВОВ. После возвращения к мирной жизни людям стали предлагать ненавязчивую рекламу. Доверчивые люди и вправду несли свои сбережения в сберкассу.

-3

Ведь там их можно защитить от грабителей и форточников. И при этом деньги эти в сберкассе "работают". Знали бы люди, что государство в 61 году придумает "сюрприз" в виде денежной реформы.

***

Еще десятилетие спустя в СССР стали активно пропагандировать культ "здорового тела". Сдавать нормы ГТО начинали чуть ли не с детского сада. В 1952 году страна  впервые приняла участие в Олимпийских играх. Теперь у каждого советского мальчишки появились кумиры в лице Олимпийских чемпионов.

-4

***

Чтобы люди после кончины Сталина не стали посматривать в сторону анархии, существовали агитки, высмеивающие "болтунов".

-5

***

Доставалась и тем, кто ест в три горла. Идея высмеивания толстяков была гениальна по своей сути. Ведь всегда легче предупредить заболевания, чем их лечить. Особенно в условиях бесплатной советской медицины.

-6

***

Также в 50-е годы "доставалось на орехи" и всевозможным знахарям, которые работали подпольно и дурили отчаявшихся людей. Эти шарлатаны действительно не лечат. Они дают пустые надежды и опустошают кошелек доверчивых граждан.

***

Из агиток дети учились правильным поступкам. Правда, у матерей с плакатов тех лет были суровые лица и безапелляционные назидания. Агитаторы в середине прошлого века еще ничего не знали о воспитании с бесконфликтной переориентацией с плохого на хорошее.

-7

***

Когда СССР вошел в эпоху так называемого "застоя", во главу угла встала тема о праздном времяпрепровождении граждан. Телевизор после работы, домино или картишки во дворе, пиво в веселой компании по пятницам. Вместо этого агитаторы предлагали гражданам заняться активными видами спорта, сходить в филармонию или хотя бы почитать.

-8

***

В 80-е годы в нашей стране неожиданно возникла проблема СПИДа. Лекарств толком не было, как лечить эту напасть никто еще не знал. Поэтому объявили гражданам, что от всех проблем спасут отношения в официальном браке. И верность, разумеется.

-9

 

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц