Найти тему
Мир сериалов

4-й сезон "Мажора" - ужасное продолжение, но неплохой самостоятельный сериал

При создании любого сериала очень важно остановиться вовремя. Хорошая история может состоять из множества сезонов, но ничто не может длиться вечно. Съемочной группе крайне важно уловить момент, когда необходимые сериалу продолжения превращаются в желание продюсеров заработать как можно больше. Увы, это получается далеко не всегда.

Я очень люблю 3 первых сезона "Мажора". Да-да, даже 3-й, хотя и знаю, что многие считают его провальным. Но я находил всю трилогию очень органичной. Зрителям показали полный нравственный рост главного героя сериала - Игоря Соколовского. И драматический финал вовсе не смазывал приятное послевкусие от того, как своевременно выстрелили все чеховские ружья.

"Мажор" точно бы стал классикой, если бы все закончилось на 3-м сезоне. Но вскоре на Кинопоиске появилось полнометражное продолжение сериала. "Мажор. Фильм", призванный связать 3-й и 4-й сезоны, получился настолько плохим, что, кажется, о нем постарались забыть не только зрители, но и сами авторы. По крайней мере, в "Мажоре-4" не было ни одной отсылки к той полнометражной картине.

И вот наконец-то Кинопоиск показал 4-й сезон "Мажора". Спустя 4 года после 3-го блока серий Игорь Соколовский и его друзья вновь вернулись на наши экраны в продолжении, которое получилось максимально непохожим на 3 предыдущих сезона.

Сценарий к "Мажору-4" написал Олег Маловичко - автор "Хрустального" и "Нулевого пациента". В очередной раз он отлично выполнил свою работу, но почему-то мне показалось, что Маловичко, мягко говоря, никогда не любил 3 первых сезона "Мажора". Или попросту не интересовался ими. Уж слишком много он поменял как в структуре сериала, так и в характере главных героев.

-2

Не стоит забывать: "Мажор" всегда был процедуральным детективом. Наряду с основным расследованием герои всегда занимались и другими делами, занимавшими у них по одной серии. В "Мажоре-4" не осталось ничего от процедурала. Маловичко написал цельную монолитную историю, растянувшуюся на 8 серий.

Сложно сказать, хорошо это или плохо. Но это сразу помешало воспринимать "Мажора-4" наследником предыдущих сезонов. Все же любое продолжение всегда должно ориентироваться на оригинал.

По сюжету, между 3-м и 4-м сезонами прошло 9 лет. За это время Мажор успел вернуться к образу жизни, который вел еще до 1-го сезона. К нему вернулись большие деньги, а вместе с ними дорогие машины, ночные клубы, красивые женщины. Понятно, что с помощью всего этого Игорь лишь глушил тоску по Родионовой. Узнав, что девочка, которую родила Вика перед смертью - его дочь, Игорь довольно быстро взял себя в руки и вновь начал нравственно расти.

-3

В целом, обновленный образ Соколовского меня вполне устроил. Но что Маловичко сделал с остальными персонажами? Почему так ужасно поглупел Ваня (Павел Чинарев)? Что вообще стало с Жекой (Александр Обласов), который, не отличаясь большим умом, всегда был надежным другом, о каком можно только мечтать? Почему в новых сериях Жека вплоть до финала вел себя как карьерист, забывший о своей многолетней дружбе с Игорем?

Я уж молчу о произошедшем с Симоненко (Владимир Селезнев). Понятно, что смерть Вики могла сильно травмировать его. Но у вас был полнометражный "Мажор. Фильм", в котором психическая стабильность этого героя не вызывала никаких сомнений. Да и можно ли поступать таким образом с героем, которого все успели полюбить за 3-й сезон?

Да, мне показалось, что Маловичко не смотрел 3 первых сезона "Мажора". Но он точно смотрел "Игру престолов" и позаимствовал у ее сценаристов желание убивать главных героев. Вот только в "Игре престолов" каждое такое убийство было продиктовано сценарием. "Мажор-4" же без какой-либо особой необходимости убил почти всех, кого зрители успели полюбить за 3 предыдущих сезона. Я правда не понимаю, как тот же Жека смог пережить 4-й сезон. Впрочем, судя по всему, если Маловичко однажды напишет 5-го "Мажора", пуля точно достанется и Жеке, и его жене, и его сыну. Ну, чтоб зрители точно не заскучали!

-4

Если уж вы решили продолжать культовый сериал, необходимо проявлять уважение к тому, что сделали до вас другие сценаристы. Нельзя так распоряжаться жизнями и характерами героев после трех очень популярных сезонов. Нельзя! Именно поэтому я считаю 4-й сезон "Мажора" ужасным продолжением сериала.

Но, как ни парадоксально, я получил удовольствие от просмотра. Маловичко придумал мощную детективную линию - предсказуемую, но все равно интересную. Актеры отлично сделали свою работу. Особенно хочется похвалить юную Виталию Корниенко и Любовь Аксенову. Катя, сыгранная Аксеновой, ожидаемо стала главным украшением сезона. И вопреки многому другому ее сюжетная арка завершилась так, как и должна была завершиться.

Было бы гораздо лучше, если бы этот сериал был не "Мажором-4", а отдельной детективной историей. С другими героями, которых, конечно, надо было бы сначала раскрыть. Тогда бы не было так обидно за бездарно умирающих персонажей. Не было бы вопросов, почему "Мажор" из классического процедурала вдруг превратился в строгий горизонтальный детектив. Но никто не захотел доработать во многом неплохой сценарий и превратить его в новый сериал. Проще взять знакомый миллионам бренд и заработать на нем еще раз.

Если оценивать 4-й сезон, как продолжение "Мажора", я бы поставил ему 5/10 и постарался забыть каждую из серий. Если попытаться воспринять все увиденное как совершенно отдельную историю, новый сезон достоин и 8/10. Такой вот парадокс.

А что думаете вы? Как вам 4-й сезон "Мажора"? Рассказывайте в комментариях - каналу нужна ваша поддержка.