Вот уже 42 года прошло с того августовского дня, когда весь мир узнал о внезапной смерти французского певца или как тогда любили говорить у нас «шансонье» - Джо Дассена. Для советского продвинутого слушателя он стал еще одним ударом после смерти своей собственной звезды - актёра и поэта Владимира Высоцкого. То страшное очень жаркое лето оказалось смертельным для таких разных, но по-своему близких почти каждому, кто тогда слушал музыку и пытался понять смысл текста, живя на территории огромной страны. Кстати, судя по всему и причин смерти обоих частично были схожими. Но об этом чуть позже. Французскому красавчику чуть более 40 лет. Он на пике славы. Причём, у него есть самое главное, что необходимо для артиста. Джо совершенно не похож ни на кого. Дассен – самобытен. Фирма «Мелодия» даже смогла приобрести две лицензии на выпуск дисков певца: «Люксембургский сад» и «Золотой альбом». Они вышли невероятными тиражами в 1979 году. Но для огромной страны даже эти пластинки были дефицитом. Сегодня, в эпоху создания новых заграждений не понятно, как французу, родившемуся в Нью-Йорке, удалось пробиться сквозь особо железный социалистический занавес. Чуть позже, многих наших порадует, что дед певца по отцовской линии — Сэмюэл Дассин — эмигрировал в США из российской Одессы. Так что почти свой. И если бы не внезапная смерть 20 августа, вполне возможно Джо стал бы постоянным гастролёром в Советском Союзе. Ну, а после падения СССР, наверняка бы прописался в RUSSIA. Что называется "не вылазил" бы из новой России, которой нравилось покупать гастроли самых известных исполнителей, тем более с ностальгическим советским душком. Но, планам этим не суждено было воплотиться в жизнь. Ибо, свои правки в жизнерадостный план внесла смерть.
Но, один визит, полу подпольный, получастный, полу какой-то непонятный в Советскую Россию, всё-таки в истории Джо Дассена был.
В 1979-ом, фактически за год до своей скоропостижной смерти, Джо Дассен приехал в Москву. Его пригласили выступить на концерте в честь открытия гостиницы «Космос», перед современнейшим для того времени зданием которой до сих пор стоит памятник Шарлю де Голлю. Тот самый великий французский генерал, который, говорят, однажды сказал знаменитой певице Далиде, что именно песни Джо Дассена «стоили ему карьеры». А было это в далёком 1968 году. Во Франции - молодёжная революция. Сексуальная, поколенческая, человеческая. Легкие и искренние песни Джо подхватил главный двигатель перемен того года французская молодёжь. Они звучали буквально отовсюду и особенно во время майских студенческих манифестаций в Париже. Начинавшиеся, как студенческие манифестации эти выступления превратились в настоящий политический кризис с забастовками и реальными народными волнениями. В результате чего, Де Голлю пришлось покинуть президентский пост.
Но вернемся в СССР. На проспект Мира. Комплекс «Космос» был построен всего за четыре года на месте снесенной в начале семидесятых одноэтажной жилой застройки. Гостиница стала четвертой в СССР, имевшей статус гостиницы международного класса (наряду с «Международной» в Москве, «Прибалтийской» и «Пулковской» в Ленинграде), и предназначалась для размещения иностранных гостей московской Олимпиады 1980 года.
В её проектировании принимали участие эксперты из Франции. Они работали вместе с сотрудниками «Моспроекта-1». Непосредственно строительством занимались специалисты из Югославии, причем на стройке использовались самые современные на тот момент технологии, прямо на площадке даже работал собственный бетонный завод. Изначально задумывалось, что полукруглое здание будет перекликаться с полукругом главного входа на ВДНХ, но, в итоге, из-за близости улицы Космонавтов и проспекта Мира пришлось сместить «Космос» на юго-восток. По тем временам это было ультрасовременное здание. Тут впервые заработала «умная» система управления отоплением, появились ключ-карты для доступа в номера, были установлены трехкамерные стеклопакеты и даже боулинг в здании. В гостинице 1777 номеров. Говорят, что некоторые из них были оборудованы специально под КГБ. Для негласного наблюдения за иностранцами и их гостями.
18 июля 1979 года состоялось открытие. А потом был шикарный и закрытый (что придавало особого пафоса) концерт. В первом отделении приглашенных гостей радовала Алла Пугачёва. Второе отдали Дассену. Выступал он в своём фирменном (во всех смыслах слова, тогда это было важно) белом роскошном костюме. Некоторые модники утверждают, что тогда в Москве и началась мода на белые костюмы – по-дассеновски. По воспоминаниям Аллы Борисовны, после мероприятия они, как бы теперь сказали, пообщались на ногах. Дассену вроде бы понравилась «Арлекино». Он честно признался, что никого не знает из русской эстрады. Разве что пару танцевальных коллективов.
«Злые» языки утверждают, что Дассену отвалили за выступление целых 200 тысяч франков. А, Алла Борисовна вроде бы работал бесплатно. Точнее, вступила вместе со своим супругом Александром Стефановичем в бартерную сделку с французскими строителями. Новая сантехника украсила ванную комнату новой же квартиры советской звезды. Чуть позже, вспоминая это событие, Пугачёва смеялась, что Дассен бы не поверил, что она «пела за унитаз».
Дассен провел в советской столице всего три дня. Его возили на правительственной «Чайке». Он побывал там, где обязан побывать капиталистический турист. Джо успел также провести переговоры с «Госконцертом» о большом туре по Советскому Союзу. Его, конечно, никогда не будет.
«Что‑то мне нездоровится», — сказал Джо Дассен, обедая в летнем ресторане «У Мишеля и Элиан» в Палиэте, и рухнул на пол. Стоял август 1980 года. В столицу Таити Джо прибыл в разбитом состоянии. Певца измучил развод со второй женой Кристин Дельво. Супруги постоянно ссорились из-за упреков и беспричинной ревности Кристин, которая к тому же, как выяснилось позже, злоупотребляла алкоголем и наркотиками. Какое-то время проблемы с кокаином были и у самого певца. Кристин оказалась капризной, истеричной и неуравновешенной, и вскоре Джо Дассен перестал узнавать в ней ту женщину, которую полюбил. Наркотики стали для него единственным средством ухода от проблем и депрессий. Брак не спасло даже рождение второго ребенка. Сразу после его появления на свет певец подал на развод и через суд добился права опеки над детьми.
Всё это довело его в июле до второго инфаркта в жизни. А первый был в далёком 1969 году, в самом начале его популярной карьеры. Во время этого последнего обеда 20 августа 1980 года на Таити случился третий удар. Певца отвезли в госпиталь, но в машине сердце артиста остановилось окончательно. Навсегда.
©ПК-НиколайПивненко-2022