Найти в Дзене
olia karklin

Довид Волфсон в памяти исторической родины.

Полина Пайлис

Довид Волфсон (דוד וואלפסאן), 9 октября 1855 – 15 сентября 1914, родился в местечке Дорбяны Ковенской губернии (ныне Дарбенай, Литва), где в то время жило 300 евреев. Получил традиционное еврейское образование. В 1872 г. родители отправили их с братом в Германию, чтобы избежать призыва в русскую армию. Поселился в Мемеле, где изучал немецкий язык и математику. Завершив обучение, Д. Волфсон стал торговать, затем занялся оптовой торговлей лесом. В 1894 г. основал секцию «Ховевей Цион» [на иврите: любящие Сион], стал палестинофилом. Познакомившись с Теодором Герцлем, стал его ближайшим советником и другом. В процессе подготовки I всемирного сионистского конгресса (Базель, 1897 г.) Д. Волфсон выдвинул два предложения, наложивших отпечаток на дальнейшую историю сионизма: принять в качестве эмблемы движения бело-голубое полотнище, символизирующее талит — еврейскую молитвенную накидку, и дать членскому взносу название «шекель». Впоследствии это эмблема стала официальным флагом Государства Израиль. После смерти Т. Герцля Д. Волфсон до 1911 г. оставался председателем Всемирного сионистского конгресса, в эти годы продолжая дело основоположника идеологии политического сионизма.

Довид Волфсон скончался в Бад-Хомбурге. В 1952 г. его прах перевезён в Израиль и захоронен рядом с останками Теодора Герцля на на горе Герцля в Иерусалиме.

-2

1908, 5 июля.

-3
-4

Здание Городского дома.

-5

Всё больше «солидные люди».

Здесь видны фигуры «состоятельных хозяев» и набожных евреев в ермолках; есть несколько врачей; встречаются и молодые люди.

А вот Шолом Алейхем, еврейский критик «Баал-Махшовес», палестинофил и старый «практический» работник в Палестине Алтер Друянов, виленский общественный равин д-р Лейб Кантор.

Наконец, полчаса одиннадцатого.

В зал вошёл Довид Волфсон в сопровождении Нахума Соколова и Бориса Голдберга.

Громкие аплодисменты.

Гость раскланивается.

Высокий стройный мужчина с осанкой культурного европейца – он приковывает к себе все взоры.

Звонок председателя – и гости начали занимать места за столом.

Банкет открывает Б. А. Голдберг. Говорит на немецком языке. Он, от имени Сионистской организации в России, приветствует Д. Волфсона и с радостью отмечает «положительную работу» президента, выразившуюся в его «плодотворной поездке в Петербург». В России, говорит Б. А. Голдберг, незачем пробуждать национальное самосознание евреев, оно и так достаточно высоко. Но русские евреи жаждут деятельности, проявления жизни.

Симпатии к сионизму русского еврейства неизменно велики. Но бесправие евреев в связи с преследованием сионистской деятельности стояли на пути расширения сионистской работы. Поездка Д. Волфсона даёт теперь возможность работать.

Он вспоминает далее приезд д-ра Герцля в Россию пять лет тому назад (при упоминании имени Т. Герцля публика встаёт с мест). Это было вскоре после Кишинёвской кровавой бани. Русское еврейство было в смятении и тоске. Он явился в Россию и ободрил, влил энергию в упавшее духом еврейство. А теперь? После краткой революционной вспышки и революционного экстаза, закончившихся столь кроваво-плачевно для евреев, на еврейской улице воцарились индифферентизм, апатия. А тут ещё преследования. И вовремя явился преемник Т. Герцля, чтобы помочь русским евреям. «Узник не может сам освободить себя из темницы». Вот почему приходится благодарить Д. Волфсона за то, что он принёс извне помощь.

-6

Борис Голдберг.

От имени варшавских сионистов и всех польских евреев приветствует Д. Волфсона д-р Быховский. Сожалеет, что «по некоторым причинам» он не может приветствовать президента в Варшаве. От этого, правда, страдает его местный патриотизм. Но он утешается тем, что Д. Волфсона принимают в Вильне, в центре еврейской мысли, в так называемом Литовском Иерусалиме.

Затем начались однообразные приветствия от представителей Сморгонских, Ошмянских, Лидских и прочих сионистов.

Д-р Вершубский предлагает увековечить имя Д. Волфсона в «Золотой книге».

Две девочки подростки подносят президенту «Моген-Довид» («Щит Давида») из живых цветов и от имени школы «Иеhудия» выражают надежду, что оживёт и расцветёт древнееврейский язык.

О том же говорят и многие другие по-древнееврейски. Киевский учитель древнееврейского языка говорит о еврейских учителях, об их значении и роли и т. д. и в конце приветствует старого журналиста Н. Соколова. Говорит также лидский «ешиботник», говорит… о ешиботниках и также настаивает, только ешиботники – соль еврейской земли.

Со вниманием была выслушана речь старого палестинофила А. Друянова, произнесённая на древнееврейском языке. Говорит он о «практической работе» в Палестине, о подготовительной работе «по возведению лесов» и непосредственно необходимой работе «по возведению самого здания». Работу в Палестине он считает непосредственно необходимой и счастлив, что ему довелось быть в Палестине и видеть, как под палестинскими небесами возводится здание еврейства.

-7

Алтер Друянов.

Но вот поднимается президент сионистской организации Д. Волфсон. Он говорит на немецком языке.

Начал он с выражения своей радости по поводу того, что девушки говорят на древнееврейском языке, ибо народным, национальным языком может быть язык матери и в том, что женщины говорят по-древнееврейски – залог будущности этого языка. Затем оратор останавливается на своей поездке в Россию.

– Не следует – говорит он – недооценивать свои поступки и действия; но не следует также переоценивать их. Не следует переоценивать значение моей поездки в Россию.

Поездкой своей, продолжает Д. Волфсон, он добыл лишь «солому для кирпичей», чтобы возвести собственное здание для себя. Сионисты тем и отличаются от других элементов среди еврейства, что сионисты думают только о евреях и хотят сами строить здание, в котором жили бы они сами.

Другие западные евреи, в лучшем случае, «благодетельствуют» русскому еврейству; на себя они смотрят, как на благотворителей, а на русское еврейство – как на благотворимое стадо. Не то сионисты. Они хотят самопомощи и самостоятельности. Они друг у друга получают, друг другу помогают. Все по мере сил и возможности должны делать всё то, что ведёт к осуществлению единственной сионистической цели – добиться правоохранённого убежища для евреев в Палестине. Сионисты не должны разбрасываться. Но, как практические и политические сионисты, они должны делать всё то, что необходимо для их конечной цели, что облегчает им их работу, помогает им устранять препятствия. Палестинофильство и политический сионизм – это душа и тело одного организма; одно дополняет другое.

Поездку свою в Россию он считает политическим актом. Он шёл к русскому правительству с просьбой дать – дать работать. И ему удалось достичь своей цели. Со всех сторон его уверили, что отныне сионисты не встретят препятствий в своей сионистской деятельности, со всех сторон уверяли, что все симпатии на стороне сионизма.

Спрашивают, продолжает оратор, – кто дал мне право, кто уполномочил меня говорить с русским правительством от имени русского еврейства? Вопрос этот был бы законным, если бы была другая организация, кроме сионистской, которая была бы так сплочена и имела бы, как наша организация, в своих рядах представителей всех слоёв еврейства. Но этого нет. Единственная еврейская организация, сплочённая, стройная и многочисленная – это сионисты. И уже поэтому одному я считал бы себя вправе говорить от имени евреев. Но дело в том, что этого не было. Я говорил лишь о сионизме и его цели, направленной nach Osten – в Палестину. Само собой разумеется, что, говоря о сионизме, пришлось коснуться также и еврейского вопроса вообще, ибо сионизм и еврейский вопрос – одно и тоже. Отныне, заявил далее Д. Волфсон, сионисты имеют возможность беспрепятственно приступить к сионистской работе. Надо верить в сионизм, ибо это единственный путь для решения еврейского вопроса.

Виленский общественный равин д-р Л. Кантор, хотя он официально и не сионист, однако ценит высоко сионизм, как проявление еврейской национальной еврейской мысли, как продолжение еврейской истории, как самую еврейскую историю. Для него сионизм будитель народа, возвратный призыв к еврейской истории, к еврейскому духу, и значение сионизма не зависит от того, насколько он осуществим, ибо роль сионизма в работе сионистической, которая сама по себе, независимо от её результатов, ведет к возрождению еврейского народа.

-8

Лейб Кантор.

Затем говорил Н. Соколов, бывший редактор газеты "הצפירה"  [hацфира, на иврите: сирена], один из известных еврейских журналистов, говорит по-древнееврейски. По форме речь его блестяща.

Еврейскую историю он готов свести к «географическому столпотворению», к борьбе городов. Евреи жили во многих городах и странах. Но от немногих осталась память в еврейской истории. Да и что это за память? Каждый город оставил свои кровавые следы на страницах еврейской истории.

Вильна – это «Литовский. Иерусалим». С этим названием связано многое. Оно напоминает о всём том, что дала евреям Литва, а дала она им имена, она дала легенды еврейские, но также и особую психику – психологию литовского еврея. Кто не знает, что еврейские выходцы из Литвы отличаются от остальных евреев своей психикой, остротой ума и анализа, глубиной мысли, но и сухостью мышления. Литва выработала среди евреев свои традиции. Вот почему здесь так трудна пропаганда сионизма, ибо здесь уже создалась традиция, не дающая себя вытеснить древней исконной национальной традиции. И так в каждом городе свои традиции, своя психология, которые ведут борьбу меж собой. Задача сионизма – уничтожить местные и выработать одну общую психику, одни общенациональные традиции; задача сионизма – вместо Литовского Иерусалима и его традиций да воцарится Иерусалим Палестинский!

-9

Нахум Соколов.

Банкет закончился остроумной речью талантливого еврейского писателя Шолом Алейхема.

Пэ. Эс.

О пребывании Д. Волфсона в Вильне рассказывает и Ицхак Маор в книге «Сионистское движение в России», глава «После Восьмого конгресса. Приезд Давида Вольфсона в Петербург»:   https://infopedia.su/11xc194.html.

Заметки о приезде Д. Волфсона поместили газеты „Vilniaus žinios“ [лит. яз.: виленские новости] и „Viltis“ [лит. яз.: надежда].

Выходившая в Каунасе газета"די אידישע שטימע"  [ди идише штиме, на идише: идишский голос] напечатала 22 сентября 1924 г. объявление, что в этот день Ковенская сионистская организация проведёт к 10-летию со дня кончины Довида Волфсона народное собрание и поминальную службу.

-10

Я предполагала найти и информацию, как прошёл этот вечер. Но через два дня вместо этого нашла заметку, что полиция не выдала разрешение провести это мероприятие. Уведомляли, что вечер состоится в ближайшее время. Просмотрела номера газеты до 6 октября, о его проведении не сообщалось.

9 октября 1934 г газета "די אידישע שטימע"  [ди идише штиме] опубликовала статью:

-11

[Ш. Горелик Довид Волфсон, (к 20-летию кончины)].

На фото – могила Д. Волфсона в Кёльне.

В 2005 г. в Литве в свет вышли книги Israelis Lempertas „Litvakai“ [лит. яз.] и „Litvakes“ [англ. яз.] (в переводе: литваки). Д. Волфсон характеризуется как один из самых значимых сионистских деятелей-литваков.

-12

В 2013 г. в Литве свет увидела книга „Garsūs Lietuvos žydai“ [лит. яз.: известные евреи Литвы], в ней присутствует и Д. Волфсон:

-13

В 2014 г. в Саду памяти литваков (Жемайтийский национальный парк) Д. Волфсону установлен мемориальный знак с надписью «В Дарбенай родился президент Всемирной сионистской организации, создатель флага Израиля, давший название денежной единице государства Довид Волфсон (1856 - 1914» (текст на литовском, иврите и английском):

-14

В 2016 г., в Клайпеде на улице Grįžgatvio была установлена доска с надпьсью: «В этом доме учился Довид Волфсон (1856 – 1914), второй президент Всемирной сионистской организации, автор флага Израиля и названия «шекель» (текст на литовском, иврите и английском):

-15

В 2018 г. в Дарбенай, на доме, где родился Д. Волфсон, установлена мемориальная доска с надписью «В этой избе родился второй президент Всемирной сионистской организации Довид Волфсон» (текст на литовском, иврите и английском):

-16

В 1989 – 2010 гг. Еврейская община Литвы выпускала газету «Литовский Иерусалим», которая выходила на идише, литовском, русском, английском языках. Данная статья была напечатана в 2004 г. в № 3 – 4:

-17