В конце августа 1941 года фашисты подходили уже вплотную к поселку Красное, что недалеко от Ленинграда. Нашим летчикам, воевавшим с фашистами в этих краях, поставили задачу уничтожить моторизованную колонну врага. В ходе операции задача была практически выполнена и колонна большей частью разбита, но случилась неприятность - сбили самолет командира и он стал снижаться совсем рядом с фашистами.
Особенно подробно эта история описана в мемуарах советского командира Александра Новикова "В небе Ленинграда".
"После того, как командир Николай Свитенко вынужденно посадил подбитый самолет в поле, недалеко от немцев, они стали бить в это место из минометов. Свитенко, деваться некуда, побежал в сторону пролеска. Вдруг прямо над ним раздался гул самолета. По звуку он понял, что это "Чайка", кто-то из своих кружит. Подняв голову вверх он увидел промелькнувший И-153 с бортовым номеров летчика Алибека Слонова. Он шел на максимально низкой высоте и, высунувшись из кабины, махал рукой лейтенанту. Свитенко решил, что тот просто решил попрощаться и помахал ему в ответ. Ведь на другом конце поля уже появились немецкие автоматчики. Но, Алибек не собирался улетать, а лишь заложил новый вираж.
Развернувшись, Алибек повел машину на посадку. Свитенко, видя приближающихся автоматчиков, скрестил руки над головой, показывая Алибеку то, что посадка запрещена. Но, Слонов не послушал командира и выпустив шасси стал сажать самолет. Свитенко побежал в его направлении, показывая кулак и крича о том, что запрещает посадку. Ведь и машину погубит и сам в плен к немцам попадет. В один момент прямо около носа самолета разорвалась мина, но Алибек и не думал бросать командира."
"Приземлившись прямо рядом со Свитенко, Алибек прокричал ему: "Командир, прыгай на на плоскость и держись крепче"! Только тогда Свитенко понял, как отважный летчик задумал его спасти. Забравшись на нижнюю правую плоскость, командир схватился за металлические расчалки и самолет стал набирать ход. В этот момент по нему стали давать очереди подоспевшие немецкие автоматчики. Но, "Чайка" лишь тронулась с места и взмыла над их головами.
Полет длился относительно недолго - всего минут десять, не более. Но дался он и Свитенко и Слонову тяжелее, чем самый отчаянный штурм на боевом задании. Когда самолет отрывался от земли, ветер сорвал со Свитенко очки и шлем, и теперь ветер безжалостно трепал его волосы, надувая парусом летную куртку. Алибек боялся, что командир не выдержит напора ветра, силы покинут его и он сорвется с крыла. Под тяжестью командира на крыле, центр тяжести самолета сместился и его постоянно кренило вправо. Алибек взмок весь до нитки, отчаянно работая рулем и не давая самолету завалиться на крыло, при этом постоянно поглядывая на командира."
"Впереди уже показался Финский залив. Совсем недалеко, у Стрельны, аэродром. Алибек повернулся к командиру и показал рукой вниз, что означало "идем на снижение". Силы совсем покидали командира, пальцы занемели и врезались в расчалки, да и сам он закоченел. Буквально через несколько секунд самолет уже прикоснулся шасси к земле и стал тормозить. После того как мотор заглох, Свитенко с трудом разогнул затекшие пальцы и плашмя свалился на землю. Слонов, выскочивший из кабины, взял командира на руки и бегом отправился в медсанчасть".
Командир, которого спасли - лейтенант Свитенко, позже стал Героем Советского Союза в 1943 году. В 1944 году он смог найти свою семью, которая пропала без вести с началом войны. Алибек Слонов, спасший командира, героически погиб, спустя почти год после этого случая...
Наш канал в Телеграм, где будем публиковать то, что здесь нельзя, подписывайтесь, пишите свои идеи.
#saturdaytrip #субботние путешествия #великая отечественная война #вторая мировая война #1941-1945 #великая победа #геройсоветскогосоюза #подвигивов #летчики #подвигнарода