Найти тему

Благонравие праведника

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

Всякая хвала Аллаху, Господу миров. Милость, соответствующая (своему) величию и защита от бед и невзгод Мухаммаду, его семейству и его сподвижникам всем.

Не секрет, что добрый нрав является столпом веры и ее неоспоримой истиной. Чем выше морально-нравственные устои людей, тем совершеннее умма (община). А когда исчезает благонравие, ниспосылаются беды. Исходя из этого, каждый здравомыслящий человек, желающий блага для общества, обязан пристально следить за своим нравом и постараться улучшить его.

Сегодня каждый, кто внимательно посмотрит вокруг, обязательно увидит те невзгоды и беды, которые меняют нрав людей и распространяют пороки, ослабляющие иман (веру) и убивающие добродетель в сердцах. Поэтому возникла необходимость написать данную книгу, дабы пробудить в сердцах людей хороший нрав, улучшить поведение мусульман и очистить их нафс (эго). Прошу Всевышнего Аллаха, чтобы эта книга принесла пользу и послужила улучшению нравственности людей. Ведь Он, Господь, Знающий, Слышащий и Отвечающий на наши мольбы! Вся хвала Господу всего сотворённого. Да благословит Аллах и приветствует нашего господина Мухаммада ﷺ, его ﷺ род и сподвижников.

РАЗДЕЛ – I

НАФС И ЕГО СВЯЗЬ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЧЕЛОВЕКА

СУЩНОСТЬ НАФСА

Поистине, нафс человека (эго) – это божественная тайна (латифа раббанийя), сущность которой невозможно постичь полностью. До момента проникновения в тело человека, нафс называют духом, или рух. Когда по велению Всевышнего Аллаха дух соединяется с телом, он познает иное и тем самым отвлекается от своего Господа. Тогда между Всевышним Аллахом и нафсом возникает завеса, которая не позволяет нафсу приближаться к своему Создателю.

Известно, что по природе своей человеческий дух – это благородная сущность, ибо дыхание ангела дает ей жизнь. Об этом нам поведал Посланник Аллаха ﷺ: «Поистине, сотворение каждого из вас происходит в материнской утробе: в течение сорока дней – в виде капли, затем столько же времени – в виде сгустка крови, и потом ещё столько же – в виде кусочка плоти. А после к зародышу отправляется ангел, который вдыхает в него дух (рух). Одновременно с этим ангел получает веление записать четыре предопределения для этого создания: его удел (ризк), срок жизни, деяния и конечный исход (уйдет он из этого мира счастливым или несчастным)».

После того, как дух соединится с телом, формируется удивительное творение, которое называется инсан (человек). Аллах сделал человека своим халифом (наместником) на земле, чтобы он вел созидательный образ жизни. Проявляя заботу о человеческом нафсе, Всевышний ниспослал шариаты (своды законов). Ведь знание и нрав – это основы, на которых базируется совершенство нафса человека.

Поскольку предписания и веления Всевышнего Аллаха адресованы нафсу человека, и именно качествами нафса определяется праведность или порочность людей, то совершенствование человеческого нафса и есть главная цель ниспослания божественных Книг, откровений пророков, посланников и установления законов.

Нафсу человека от природы присущи страсть, беспечность, подверженность разным жизненным ситуациям, под влиянием плохих друзей – демонов из числа людей и джиннов – нафс постоянно совершает грехи. Следовательно, над нафсом необходимо работать, искоренять его изъяны, возникающие из-за совершения грехов, и избавляться тем самым от их вреда. Это возможно лишь посредством искреннего покаяния и возвращения к Всевышнему Аллаху.