В период 1968-1969 годов группа Pink Floyd находилась в творческом поиске. Лишившись Сида Барретта группа начала поиски новой идентичности, первым шагом на этом пути стал альбом A Saucerful of Secrets, об истории которого я рассказывал раньше:
К апрелю 1969 года группа воплотила на сцене свою новую задумку, двухчастную полуторачасовую сюиту под названием The Man and The Journey, в которой соединились интерес к авангардной музыке, влияние конкретной музыки, прогрессивные элементы и элементы перформанса.
Конец 60-х был прекрасным временем для подобного действа, поэтому The Man and The Journey первые концептуальные работы Pink Floyd могли превратиться если не в третий студийный релиз группы, то в первый концертный точно, но так сложилось, что в официальную дискографию группы The Man and The Journey попали только в 2016 году, когда вышел бокс-сет The Early Years.
Общая задумка сюиты принадлежи Роджеру Уотерсу.
Первая часть The Man представляла собой звуковое воплощение одного дня обычного британца: утро, завтрак, работа, перерыв на чай, вечер и сон с ночным кошмаром, который завершался к утру.
День простого работяги начинается с тихой фолковой композиции Daybreak, Pt. I, исполненной Уотерсом под акустическую гитару, пение птиц и фоновые клавиши Ричарда Райта.
Позже композиция вошла в альбом Ummagumma под названием Grantchester Meadows и без партий Райта.
Work начинается с индустриальных звуков, в которых слышен ход паровоза, звук молотков. Ведущую партию исполняет Ник Мейсон на ударных и перкуссии, изображая таким образом работу неких механизмов.
В дальнейшем Work не попала ни на один студийный альбом.
Перед Afternoon идёт реприза под названием Teatime, во время которой музыканты Pink Floyd заваривали на сцене чай и устраивали чаепитие, развитие этот перформанс получил развитие в Alan’s Psychedelic Breakfast.
Тим Ренвик (гитарист группы Quiver):
Под ритмичный стук молотков и повизгивание пилы они соорудили стол, после на сцену вышли роуди с чайником и включили транзисторный приёмник, пододвинув к нему микрофон, и вся публика слушала то, что в этот момент было в эфире, пока ребята пили чай. Потрясающее, действительно здорово.
Сама Afternoon повествует о праздном времяпрепровождении главного героя с любимой женщиной, в аранжировке присутствует духовые, а Дэвид Гилмор завершает трек впечатляющим блюзовым соло.
Композиция с упрощённой аранжировкой была издана в 1971 году на сборнике Relics под названием Biding My Time.
На Doing It! снова заправляет Ник Мейсон создавай шумовой хаос, если рассматривать композицию в контексте The Man, то видимо она является звуковым воплощением полового акта.
В начале Sleeping слышно сонное дыхание, после композиция наполняется звуковыми эффектами, схожими с теми, что будут составлять основу On the Run. Похоже что с погружением в сон растёт и напряжение композиции. На мой взгляд получилось очень впечатляюще.
Доработанная версия композиции вошла в альбом More под названием Quicksilver.
Что касается Nightmare, то мне в ней не хватает именно кошмара, на роль которого идеально бы подошла вторая часть композиции Sleeping, нет, сама по себе Nightmare достаточно симпатична с её томными клавишными и гитарой Гилмора, но в плане концепции она как-то не вяжется со своим наименованием.
Сюиту закольцовывает Daybreak, Pt. II, переносящая нас в утро нового дня.
А теперь пора отправиться в путешествие.
The Beginning начинается с акустической гитары и вокала Дэвида Гилмора, к которой присоединяются клавиши Рика Райта.
Композиция служит вступлением к великолепной Beset By Creatures of the Deep, которая позже войдёт в золотой фонд ранних Floyd под названием Careful with That Axe, Eugene.
The Narrow Way единственная композиция, которая сохранила своё название при официальном издании на альбоме Ummagumma, хотя к тому моменту успела разрастись до трёхчастного монстра.
А вот дальше Floyd обращаются к наследию Сида Баррета времён дебютного альбома группы, в частности к Pow R. Toc H., которая на The Journey получила название The Pink Jungle и к замечательной Interstellar Overdrive, от которой правда осталась только средняя часть, выпущенная под названием The Labyrinths of Auximines, но в качестве дополнения к ней идёт звуковой коллаж Footsteps / Doors название которого в полной мере отражает содержание.
Перед завершением группа исполняет инструментал Behold the Temple of Light, который, вместе с Work, представляет собой эксклюзивный трек, не представленный больше ни на одном из релизов Pink Floyd.
Очень атмосферный трек.
Завершается путешествие приветом втором альбому группы, поскольку композиция The End of the Beginning это финальная часть заглавной композиции с A Saucerful of Secrets c увеличенным хронометражем.
Сюита The Man and The Journey исполнялась Pink Floyd с весны по осень 1969 года, и даже были планы её издания, но от этой идеи отказались в пользу альбома Ummagumma, а оставшиеся треки, за исключением издававшихся на первых двух альбомах, а также Behold the Temple of Light и Work, попали на саундтрек к фильму More.
А первый концептуальная запись британцев продолжила свою жизнь на бутлегах, но за рамками официальной дискографии да и в целом истории группы, оставшись уделом фанатов.
Но вот в 2016 году произошло удивительное совпадение времени и места.
На рубеже 2015/2016 годов немецкая группа RPWL в рамках тура History исполнила The Man and The Journey целиком, а шоу в городе Хелмонд (Нидерланды) было записано для последующего издания на CD и DVD, тогда же из лагеря Pink Floyd появился анонс бокс-сета The Early Years 1965-1972, в который было включено записанное 17 сентября 1969 года шоу Floyd с указанной программой, состоявшееся в Амстердаме.
А к концу года, а именно 21 октября и 11 ноября, релизы от обеих групп увидели свет, и слушатели получили официальную версию сюиты от авторов и её полное переосмысление, исполненное спустя почти полвека от поклонников.
Самое интересное, что я давно знал о существовании The Man and The Journey, и у меня не было проблем с тем, чтобы достать бутлежные записи, но видимо факт того, что эти произведения не входят в официальную дискографию несколько охлаждал интерес к ним.
И когда RPWL выпустили свою версию я её тут же послушал, и признаюсь - мне понравилось и даже очень, а вскоре подоспел и официальный релиз от Pink Floyd.
Уверен, что фэна Floyd в большинстве своём не раз слышали эти композиции, но всё же приглашаю послушать их ещё раз, а тем, кто не слышал - добро пожаловать.