Найти тему
Закрытая книга

Век издательств подходит к концу?

Оглавление

Есть мнение, что издатели, занятые публикацией художественной литературы — доживают в России последние годы. А причиной тому — Интернет. Или, если конкретнее, издательские платформы «нового поколения», вроде Author.today, «Litnet» или «Целлюлозы».

Как одно связано с другим? Давайте разбираться.

• Издательства уже сейчас «оптимизируют» бизнес

И действительно — зачем напрягаться, разбирать поток входящей корреспонденции... Зачем держать целый штат редакторов и корректоров? Достаточно ведь просто посмотреть, что популярно на этих ваших самиздатах!

Если оно популярно «там», в сети — будет популярно и тут, «на бумаге»! А главное — раз там читают, значит книга уже готова: редакторы, корректоры, прошу за порог: теперь в печатный станок можно пихать наспех свёрстанную fb2-выгрузку и ни о чём не думать!

К чему это приводит? К вторичности издателя: если раньше любое издательство искало самородков и показывало их публике (а уже потом, возможно, те уходили в «самиздат» ради большего процента), то теперь — наоборот: издатели просто рассылают предложения уже ставшим популярными в Сети авторам. И зачем оно надо?

• Санкции тенденцию только усугубили

-2

Раньше у издателя был «железный щит»: переводные книги. «Импортный» автор сам переводить не будет, на АТ не полезет.

Но — мы живём в удивительное время, когда «железный щит» убрали за «железный занавес»: всё, нет больше переводных книг! И не будет, в ближайшее время — так точно. А стало быть — и последнего прибежища у «классического» издателя тоже уже и нет.

• Появление сервисов print-on-demand

-3

Но, казалось бы, есть люди, принципиально читающие лишь «бумагу», уж на них-то издатель классический точно удержится! Но — нет. Уже появились сервисы, дающие возможность распространять печатные книги и для «самиздата».

На Западе — это Amazon, в России — это Ridero, более «классический» и «колхозный», но суть одна: прогресс в этой сфере тоже неостановим. А сервисы «print-on-demand» (когда нет даже такого понятия, как «тираж»: книга печатается под конкретного покупателя, прямо перед отправкой), подобно появившемуся недавно у Amazon, добьют роль издателя как монополиста на бумажные книги: можно будет просто заказать распечатку электронной книги, в типографском качестве и за приемлемую цену.

И что в итоге? Есть ли надежда для издателя?

-4

А в итоге... Нет, предсказывать катастрофу для вообще всех издательств я не могу. Но совершенно точно могу сказать, что эта сфера бизнеса уменьшится за ближайшие десять лет в те же раз так десять, со всеми вытекающими.

Чтобы этому противостоять, у издателей есть два пути:

  1. Найти способ переводить книги, несмотря на «железный занавес». Тут мог бы помочь закон о принудительном лицензировании, но его мурыжат уже больше полугода без внятного результата.
  2. Стать «знаком качества» в своей сфере, так, чтобы «выпущено этим издательством» стало своеобразным признаком того, что в бушующем море графомани это вообще можно читать. Так, например, уже поступила «Альфа-книга» ещё 25 лет тому назад для фантастики и фэнтези.

А что вы думаете о перспективах «классических» издательств в нашу эпоху перемен?
Лайк, подписка, комментарий на тему — всё, что нужно для поддержки канала. Это несложно:-)