Найти в Дзене

Успенский храм. Санкт-Петербург

В Санкт-Петербурге, на Васильевском острове есть очень уютный, домашний, уникальный по своей красоте, незаслуженно обделенный вниманием храм - Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Его возведение началось в 1895 году под руководством Василия Косякова - мастер русского и византийского стилей, строитель соборов в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Петергофе, Либаве, Астрахани, Батуми, а с 1913 года являлся официальным архитектором Святейшего Синода, которому поручали строительство храмов. Проект, выдержанный в русском стиле, уникален тем, что в здании нет поддерживающих колонн - зодчий принял решение использовать систему пересекающихся арок пролетом в 10 саженей для поддержки массивного главного барабана, а для ускорения процесса возведения этих арок был использован бетон, вместо кирпича: Наружные стены облицованы гранитом и радомским песчаником, а ажурные узоры мозаики исполнены в мастерской В.А. Фролова. Мастерская В.А. Фролова изготавливала мозаики также для внутреннего убранства Спаса
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, фото из личного ахрива автора статьи
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, фото из личного ахрива автора статьи

В Санкт-Петербурге, на Васильевском острове есть очень уютный, домашний, уникальный по своей красоте, незаслуженно обделенный вниманием храм - Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Его возведение началось в 1895 году под руководством Василия Косякова - мастер русского и византийского стилей, строитель соборов в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Петергофе, Либаве, Астрахани, Батуми, а с 1913 года являлся официальным архитектором Святейшего Синода, которому поручали строительство храмов.

Проект, выдержанный в русском стиле, уникален тем, что в здании нет поддерживающих колонн - зодчий принял решение использовать систему пересекающихся арок пролетом в 10 саженей для поддержки массивного главного барабана, а для ускорения процесса возведения этих арок был использован бетон, вместо кирпича:

Храмовое пространство образовано системой перекрещивающихся арок, фото из личного архива автора статьи
Храмовое пространство образовано системой перекрещивающихся арок, фото из личного архива автора статьи

Наружные стены облицованы гранитом и радомским песчаником, а ажурные узоры мозаики исполнены в мастерской В.А. Фролова.

Мастерская В.А. Фролова изготавливала мозаики также для внутреннего убранства Спаса на Крови, для гербов и надписей на здании института и аптеки А. В. Пеля на 7-й линии В. О., а также для московских станций метро - станции "Маяковская" и станции "Автозаводская" ( ранее «Завод имени Сталина»).

Новаторством при строительстве храма, впервые в Санкт-Петербурге, стала облицовка гладких частей куполов листами алюминия. Эта же техника была применена при строительстве Морского Никольского собора в Кронштадте, но это совершенно другая история...

Стены церкви были расписаны московскими мастерами:

Своды Успенского храма, фото из личного архива автора статьи
Своды Успенского храма, фото из личного архива автора статьи
Роспись внутреннего пространства Успенского храма, фото из личного архива автора статьи
Роспись внутреннего пространства Успенского храма, фото из личного архива автора статьи

Внутренняя роспись купола изображает Христа с херувимами и серафимами. Под барабаном размещены композиции о деяниях Спасителя:

Роспись центрального купала Успенского храма, фото из личного архива автора статьи
Роспись центрального купала Успенского храма, фото из личного архива автора статьи

Все работы по росписи и отделки были завершены к 1903 году.

Роспись Успенского храма, фото из личного архива автора статьи
Роспись Успенского храма, фото из личного архива автора статьи

После революции 1917 года помещения церкви были переоборудованы сначала под склад Ленинградского военного порта, далее - общежитие и коммунальные квартиры, ледовый каток с искусственным покрытием, бани и даже плантации для выращивания цветов на продажу. Всё это крайне негативно сказалось на росписи, по-факту 90% росписи и отделки было безвозвратно уничтожено.

Внутреннее убранство Успенского храма, фото из личного архива автора статьи
Внутреннее убранство Успенского храма, фото из личного архива автора статьи

С февраля 1996 года началась реставрация центрального алтаря и внутреннего убранства храма.

В храме прекрасная акустика и, если вам повезет, то можно послушать песнопения.

Какие храмы Санкт-Петербурга нравятся вам, пишите в комментариях!

Ставь лайк, если было интересно, подписывайся - чтобы не пропустить новые статьи!

#санкт-петербург #храм #успенский храм #васильевский остров #архитектура #история #роспись #зодчество