Как и обещал, несколько зарисовок по поводу новости о том, что в Татарстане у главы региона была упразднена должность «Президент Республики» и появилась фраза "Глава Республики". Вроде проходящая история, ну убрали и убрали, если только не знать истории развития взаимодействия федеральных и региональных властей после распада СССР и статуса Республики Татарстан в данном вопросе.
Как и в психологии взаимодействия между людьми, в структуре взаимодействия центра и регионов есть два основных формата отношений – либо один из акторов диктует свое решение другому актору (акторам), либо они договариваются и идут на компромисс.
Начиная с 90-х годов, а особенно после подписания Беловежских соглашений, российское правительство было весьма слабо политически, в то время как лидеры облисполкомов (областных исполнительных комитетов - остатки партийной структуры - прим. авт.) обладали реальной силой и поддержкой на местах, знали весь свой аппарат и население. Дух свободы опьянял регионы, а тут еще Ельцин изрек, что суверенитета можно брать, сколько хочешь (сказал Республикам СССР, но транслировать можно ведь на что угодно, верно?). Возникла угроза сепаратизма и развала непосредственно России как государства.
В данной ситуации федеральному центру пришлось идти на уступки, и на условиях политических договоренностей добывать лояльность глав регионов страны. Двумя основными инструментами, которыми стала пользоваться федеральная власть для стабилизации ситуации – это контроль за региональным элитообразованием и заключение договоренностей с ними, а также внедрение института губернаторов.
Основным инструментом договоренностей стал выступать федеративный договор центра и субъектов Российской Федерации, который в 1992 году подписали все субъекты, кроме двух. И среди них была Республика Татарстан (второй была Чечня) . Что в них входило? В рамках договора прописывались полномочия федеральных и региональных органов власти, возможности их взаимовлияния (проще говоря, общефедеральная система сдержек и противовесов). Только 15 февраля 1994 года Республика Татарстан подписала федеративный договор.
Однако с укреплением вертикали власти, внедрением института полномочных представителей Президента РФ и создания системы округов практика заключения подобных договоров начала сворачиваться. Причем договоры не расторгались - заключенные на время, к моменту истечения срока действия договор попросту не продлевался.
«Последним бастионом» данной практики оставался Татарстан. Еще в 90-е годы данный регион долго время отстаивал свои суверенитет, приняв конституцию без упоминания о вхождении в состав РФ, очень аккуратно, но заявлял о возможном выходе из состава новообразованного государства (но до реальных действий не дошло). Тому было много причин. - Татарстан занимает особое место в политической структуре и истории России. Обладая хорошими географическими условиями, экономическими ресурсами, ,имея богатую историю и устойчивый национальный состав с преобладанием (не численным, но символическим) именно татар, данный регион смог во время ослабления центральной власти "выбить" преференции.
Тем не менее, в 2017 году подошел срок продления – переподписания договора, но со стороны официальной Москвы никаких шагов сделано не было. Это вызвало недовольство многих политических игроков региона, особенно в парламенте, однако шум вскоре утих. Вплоть до 2022 года данный регион оставался единственным, глава которого именовался Президентом.
Однако с принятием закона о публичной власти и внедрением нормы «главы региона», существование должности «президент Республики Татарстан» стало весьма неуместным. И вот свершилось, в июле текущего года данный вопрос закрыт окончательно. Что же это значит?
Центр продолжает сформировавшуюся после 2014 года тенденцию на упрочение политического контроля над регионами страны и укрепление центростремительных сил. И упразднение должности «президент» в такой самобытной и самодостаточной Республике, как Татарстан это подтверждает. Время договоренностей на данном этапе прошло, нужно двигаться в едином политико-правовом поле. А в условиях непростой экономической и международной ситуации это точно не лишний шаг. Окончен период, когда регионы в том или ином виде могли бы политически выступать против или соперничать с центром.
Конечно, можно предположить, что этот шаг больше символический, но политическое значение его весьма велико. Укрепление вертикали власти продолжается неторопливыми, но уверенными шагами. Будем наблюдать, что будет дальше, будет ли дополнительно усиливаться контроль за регионами или он будет гибким и подстраивающимся под меняющуюся среду. Время покажет, все только начинается.
P.S. К слову о полном контроле со стороны "центра": в то же время руководству регионов и региональным властям в целом дается возможность "показать" себя, позволяя действовать самостоятельно в определенных нештатных ситуациях (ярким примером было предоставление возможности самостоятельного внедрения мер против коронавирусной инфекции в течение пандемии).
Но возможен ли все таки договорной федерализм в России, в особенности с учетом технологического развития, появления новых технологий государственного управления? Об этом поговорим в следующем тексте.