Как любой древнегреческий полис, Спарта ревностно относилась к демографии, а следовательно, порицались холостяки и мужеложцы. Между прочим, это был один из немногих дорических полисов, который порицал любовь между мужчинами.
Плутарх сообщает: "У спартанцев допускалось влюбляться в честных душой мальчиков, но вступать с ними в связь считалось позором, ибо такая страсть была бы телесной, а не духовной. Человек, обвиненный в позорной связи с мальчиком, на всю жизнь лишался гражданских прав".
За холостую жизнь после 35 лет мужчине полагался как материальный штраф, так и социальный. Бездетный мужчина был своего рода проклятием семьи, его не уважали остальные граждане, а в старости такого человека лишали всех почестей. Грубо говоря, агамия приводила к атимии.
Хрестоматийный случай: некий юноша не уступил место знаменитому полководцу Деркиллидасо, сказав следующее: "Ты не родил сына, который со временем уступил бы место мне".
Агамия (греч. a- отрицание, gamos - супружество) - безбрачие.
Атимия (греч. ἀτιμία - бесславие, презрение).
Свадьба
Спартанские свадьбы кардинально отличались от аналогичных эллинских и афинских мероприятий. Корни таких различий следует искать в особенностях спартанского общества. В Спарте, с ее высоким уровнем милитаризации, жизнь молодых людей вплоть до 30 лет была полностью построена на военный лад, они жили в общих казармах.
В таких условиях сложно было сыграть полноценную свадьбу, потому обряд был сильно упрощен. Договорившись заранее с отцом или опекуном понравившейся девушки, молодой спартанец ритуально похищал невесту из дома отца и относил к себе домой. Там её поджидала подруга, которая подстригала девушке волосы и одевала её в мужской плащ. После этого к новобрачной приходил суженный, переносил её на ложе и проводил с ней ночь. Свадьба прошла, теперь новоиспеченному муженьку приходилось на утро уходить обратно в казарму.
Чтобы побыть наедине со своей женой ему приходилось после ночного отбоя в тайне бежать из казармы и возвращаться туда с первыми лучами солнца, чтобы не спалили. Так продолжалось до достижения мужем 30-летнего возраста.
Плутарх пишет: "Так тянулось довольно долго: у иных уже дети рождались, а муж все еще не видел жены при дневном свете".
Семейная жизнь
Спартанок, в отличие от других эллинок воспитывали так, чтобы та могла распоряжаться хозяйством в отсутствие мужчины. Следовательно спартанки отличались самостоятельностью и образованностью. Поскольку рождение и воспитание детей без мужа было тяжким испытанием в любой исторический период, спартанские девушки были к этому в какой-то мере подготовлены. Существенную помощь в этом ей оказывали члены сисситии, а в семилетнем возрасте воспитание мальчиков брало на себя государство, забирая его в агелы, для подготовки будущего воина.
Агелы - спартанские интернаты для мальчиков, в которых они жили с 7 до 17 лет, а после переходили во взрослые казармы.
Сиссития - в Спарте это общность людей, которые вместе проводят время и обедают.
Когда мужчина приходил со службы, у него начиналась полноценная семейная жизнь. Она заключалась в поднятии хозяйства на новом участке земли с выделенными для этого илотами, а также "беззаботная" жизнь в постоянной готовности отражать их восстание.
Стоит отметить тот факт, что большая часть этой "семейной жизни" проходила вне семьи, начиная от постоянных общественных обедов, на которых в основном присутствовали только мужчины, заканчивая частыми военными походами. Жизнь спартиата была насыщена многими вещами, которые никак не были связаны с семьей.
Странности семейной жизни
По мнению некоторых ученых, "если бы можно было обеспечить преемственность поколений без семьи, Ликург непременно бы это сделал". Несколько странный образ жизни мужчин стал причиной парадоксального развития семьи в Спарте. Вырванный из семьи в раннем возрасте, обреченный расти в условиях жестокой военной муштры, жить в казарме, спартиат, вероятно, терял вкус к семейной жизни. Его обязанности в этой далеко не самой главной сфере его существования сводились к единственной функции – детопроизводству. Он был практически отстранен от воспитания детей, почти не занимался хозяйством. Следствием такого положения вещей была относительная свобода, которой пользовалась в своей повседневной жизни спартанская женщина.
По законам Ликурга достойным спартанцам разрешалось вступать в близость с любой девушкой, для создания ребенка, так как от удалого воина родится хорошее потомство.
Старик, у которого была жена, но не было детей, мог ввести в семейную опочивальню юного спартанца, чтобы тот разделил ложе с его женой, а ребенка от такой связи старик признавал своим.
Плутарх пишет: "Если честному человеку приходилась по сердцу чужая жена, плодовитая и целомудренная, он мог попросить её у мужа, дабы, словно совершив посев в тучной почве, дать жизнь добрым детям, которые будут кровными родичами добрых граждан".
Также для спартанцев в порядке вещей было делить жену со своим братом, что случалось довольно часто. Братья женились на одной девушке и дети, рожденные в таком союзе, считались их "общим достоянием". Холостой мужчина, достигший 35-летнего возраста, чтобы избежать позора бездетного человека, мог попросить у другого гражданина "добрую" жену, которая подарила бы ему ребенка. Самое интересное, отказать в такой просьбе было неприлично и обществом порицалось.
У Плутарха: "Те самые люди, рассуждал Ликург, что стараются случить своих собак и кобылиц с лучшими припускными самцами, суля их хозяевам и благодарность и деньги, жен своих караулят и держат под замком, требуя, чтобы те рожали только от них самих, хотя бы сами они были безмозглы, ветхи годами, недужны!"
У женщин желания особо не спрашивали, однако Ксенофонт утверждал, что в таком случае она получала возможность управлять двумя хозяйствами, и поэтому женщины приветствовали такие темы.
Таким образом, спартанский брак существовал только для поддержания хозяйства и рождения детей, понятие супружеской верности отсутствовало, так как оно мешало появлению новых детей, а, следовательно, противоречило интересам полиса. Стоит отметить тот факт, что такое отношение к женщинам смущало остальных современников, считавших жену собственностью мужа. Поэтому такая спартанская особенность была чужда даже в то время.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить много нового и интересного😉