Острая фаза конфликта почти всегда влечет за собой эмоциональный откат, переживания, потерю энергии и множество фрустрирующих мыслей.
Конфли́кт (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, происходящих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Именно поэтому сталкиваясь с возникновением конфликтной ситуации первая реакция многих попытаться ее избежать.
В этот момент важно осознать в чем суть конфликта, какие последствия будут возможны, а какие из них желательны. Не всегда получается в моменте остановить эмоциональную реакцию, но если у Вас есть этот навык, то вместо проявления конфликтного поведения лучше встроить 2-5 минутный стоп для мыслительного процесса в отношении последствий и возможных реакций.
Конфликт как зона роста!
Раньше я почти всегда избегала конфликтов, но сейчас научилась вступать в них и продолжаю совершенствовать свой навык. Конфликт прекрасная возможность вырасти. Во-первых, в конфликте ты обозначаешь границы и учишься их отстаивать желательно на более ранних этапах без эмоционального вовлечения, но тут не все зависит только от тебя...
Конфликт как самый существенный коммуникативный навык!
Конфликт лучше всего развивает в человеке критическое мышление и способность договариваться, потому что в ситуации когда с тобой не согласны, а ты выбираешь взрослую позицию и начинаешь договариваться до win win, как раз и происходит сдвиг в твоем существующем внутри стереотипе мышления. Без практики научиться выходить из острых столкновений невозможно!
Именно конфликты всегда двигали меня по моему жизненному пути. Это всегда точка роста.
Сейчас я расцениваю конфликт почти, как подарок судьбы, который позволит мне:
А. улучшить свой навык коммуникации
Б. продвинуть свои отношения со второй стороной конфликта на новый уровень (если конфликт случился, 100 % есть точки роста)
В. приобрести большую уверенность
В моем арсенале есть программа работы с встраиванием навыка проживания конфликта, где клиент:
1. осознает свое местонахождение в конфликте
2. осознает этап проживания конфликта
3. фокусируется на своей цели в конфликте
4. анализирует возможные варианты его развития
5. выстраивает стратегию своего поведения
6. моделирует стадию разрешения конфликта
7. учиться навыкам эмоциональной стабилизации
Важно понимать, что избегание конфликта - это не победа! Это не про умнее, как частно нам говорили в детстве, молчи, будь умнее! Так вот умнее в этом случае - не про ум, а про неумение отстоять себя, свои интересы и свои границы! Учитесь отстаивать, в первую очередь, если не умеете, а потом уже отстаивать ассертивно!
Конфликт как способ защиты!
С точки зрения нашего рептилоидного мозга, человек реагирует на опасность - конфликтную ситуацию тремя способами: убежать, замереть, проявить агрессию - напасть. Ни один из трех не является в наше время наиболее продуктивным.
В современной конфликтологии выделены пять стратегий поведения участников конфликта при его решении:
- Приспособление (замирание)— одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.
- Избегание (убегание)— уход от конфликтной ситуации.
- Соперничество (агрессия)— активное противостояние другой стороне.
- Компромисс — приемлемое для обеих сторон решение.
- Сотрудничество — обсуждение и реализация взаимовыгодного решения.
Тут может помочь эмоциональный интеллект! Притормози в процессе возникновения реакции и поменяй стереотип, выбирая более конструктивную реакцию: компромисс или сотрудничество.
В своей жизни сейчас я выбираю лучший способ разрешения конфликта: взаимовыгодное сотрудничество. Компромис и его приемлемость на втором месте. Не всегда это возможно из-за двустороннего характера результата, но я всегда стараюсь. Мой путь формирования этого навыка прошел через опыт, осознания, анализ и проверку гипотез.
Именно поэтому пугаться не стоит, стоит хвататься за эту возможность получить навык!