КАРАТЭ ПРОТИВ БУЛЛИНГА
Я была в школе самой маленькой девочкой. В школе в восьмидесятые не было понятия буллинга, троллинга. Были простые слова: честь пионера и комсомольца, драки, обиды, хулиганы, унижения, оскорбления, прозвища, предательства... Слова буллинг и троллинг пришло к нам спустя несколько десятилетий.
Для меня лично смысл боевого искусства каратэ уместилось в конкретном стихотворении "Возмездие" Веры Полозковой...
Я в Вовкину руку вцепился как клещ
Он очень сказал мне обидную вещь
Я дрался в сто двадцать ротвейлерских сил
И Вовка упал, и прощенья просил,
— Ты сам это начал, — сказал я ему
— Я знаю, — он всхлипнул, — зачем, не пойму.
Не то чтоб я прямо карающий меч,
Но в гневе я, в общем-то, жуток.
Пусть все, кто здоровье желает сберечь,
Буллинг 80-х
Мне в школе присвоили прозвище "ноздри", у знакомой девочки "понос", у всех, кто носил очки - "очкарик", высоким и низким тоже доставалось, у кого-то фамилии подвергались кардинальным деформациям, а ведь фамилия - это честь уже не только ребенка, но и семьи!
Был один психически больной одноклассник. К сожалению, меня никто не слышал, и все делали вид, что ничего не происходит, однако на каждой перемене он подходил ко мне, брал двумя руками мою голову и бил её о стену. И так продолжалось с 1-го по 5-й класс. Помню, что звонок на урок был избавлением от пыток. Помню как сползала вдоль стенки на пол в полуобморочном состоянии. В конце пятого класса его отправили вроде учиться в интернат. Имя не могу сказать, так как человек отсидел и недавно освободился, срок всего 4 года за изнасилование двух несовершеннолетних школьниц, он два года с сообщником держал их в плену в подвале, сообщнику дали 8 вроде. Мне была интересна судьба этого человека, который с детства был обречен, и одной из причин было полное равнодушие педагогов, взрослых.
Почему-то, когда его забирал отец, мне становилось жалко именно ребенка. Он явно подвергался, как теперь я понимаю, регулярному домашнему насилию. Я не виню взрослых, учителей, что не замечали ни мою, ни его боль... И мы, благодаря боли, встали по разные стороны закона, я стала детским психологом и адвокатом, а он преступником, не думаю, что этого человека можно винить в выборе. Дети приносят боль в школу, в секции, в мастерские..., если с родителями повезло, то и родителям. И роль родителей, педагогов, инструкторов сканировать. Боль всегда имеет причины! Это, безусловно, образовательная система, вернее антисистема. Я не одна подвергалась буллингу, иначе бы и фильма "Чучело" не вышло на экраны.
Я постоянно дралась с пацанами, но никогда не жаловалась родителям. В моём детстве не принято было рассказывать. Помню весь класс повели на фильм "Чучело". Так вот! Я просидела и проплакала весь сеанс, так тихо и незаметно. Я узнала в Чучело - себя, и поверьте мне, со мной обходился класс намного жёстче. С именем Инесса не просто жилось в советской школе... Мне одноклассницы устраивали "тёмную" запирали на несколько уроков в тёмной раздевалке за то, что тетрадку подписала не Инной, а Инессой, сказали, что я... придумала себе имя. Помню, было безумно душно. Это было единственным переживанием. и оно было не самое страшное, так что я свои "тёмные" стойко переносила. И именно в тот момент, в кинотеатре, я поняла, что хочу стать сильной. Да и папа меня воспитывал как пацана.
Моё каратэ
Так совпало, что у меня вскоре на столе лежала фотография приёмов каратэ. Такие вещи в 80-х распространялись именно фотографиями, копировальных аппаратов, сканеров и принтеров не было. Спасательным кругом для самой маленькой в классе девочки-подростка стало "Каратэ-до", а вернее фото с надписью наверху...
Понятие
Карате́ (также распространено написание каратэ, более точно отражающее русское произношение; яп. 空手道 каратэ-до: «путь пустой руки» или 空手 каратэ [ka'ɽate] «пустая рука») — японское боевое искусство, система защиты и нападения. В 2020 году — олимпийский вид спорта, в 2024 году карате не будет представлено в программе Олимпийских игр.
Тренировки и плоды
Я самостоятельно осваивала по фотокопии приёмы каратэ, так как каратэ в моём детстве было под запретом, фотографии с приёмами распространялись из рук в руки, но остановить развитие каратэ в России было невозможно. В 80-х появились фильмы с такими вдохновляющими и заражающими героями как Джеки Чан, Брюс Ли, Ван Дам... И эту энергетику восточных единоборств было уже не остановить...
Казалось, что это волшебство. Освоишь и больше никто и никогда... не сделает тебе больно.
Самостоятельное освоение приёмов с картинки безусловно не удалось, но это прибавило мне уверенности, так как я старалась, и представляла себя бойцом. Несмотря на превосходство в габаритах и превосходящей силе избивающих меня одноклассников, я стала давать отпор, и в таком поединке, однажды победила мальчика, рука, плечо ребра были синие, но он тоже плакал и просил меня сдаться. Отступать было некуда, да и не принято! Решимости мне дала иллюзия, что я все движения верно повторяю с фотографии, и у меня всё получается! Я помню этот свой нерв! Классное чувство!
И мы, глядя в глаза друг другу, в какой-то момент вместе одновременно опустили руки. Это был триумф, которого я никогда не забуду - переломный момент! Для меня это была победа! Дома я рыдала без объяснения причин несколько часов. Отпустило! Чувство постоянного страха перед школьными дверями скрылось в жизни "до" Каратэ-До.
Детские попытки научиться себя защищать окупились. Конечно, это было не настоящее каратэ. Но вера в то, что я каратист, мелкий, но крепкий боец в войне за место под крышей школы... На моих глазах ломались детские судьбы, что меня только укрепляло. Так как отступать было некуда. Школа как тогда, так и сейчас абсолютно не защищает детей.
Помню первый класс и первый опыт, мой носок выбросили в мужской туалет, так я за ним пошла вытащила его из унитаза, прополоскала в раковиной, а потом еще урок или два ребята держали меня запертой в мужском туалете, и это был старт - первый класс. Учителя не спохватились. Детей-обидчиков не наказали. Каждый был сам за себя.
Позже в старшей школе у меня были бонусы, лучше всех стреляла от школы, с папой не пропустили ни одного тира, кроме того, он был спортсмен, лыжник, ежедневные пробежки, утренняя гимнастика, тренировки с 5 лет, закаливания, обливания холодной водой.
Всё закладывается с самого детства, папа направлял, а я проводила активный отдых на море, пропагандировала спортивный образ жизни лет с пяти.
Пляж построен.
Позже занятия спортом "охотой на лис", дали внутреннюю крепость духа. Моя команда по радиопеленгации стала мне второй семьёй, и именно такую семью я искала для сына.
Травля, буллинг, троллинг
Понятия:
Троллинг - это форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении, использующаяся как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, так и анонимными пользователями без возможности их идентификации.
Буллинг - (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — агрессивное преследование и издевательство над одним из членов коллектива со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива. Травлю организует один агрессор, иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. Травля может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.
Проблема буллинга и троллинга с 1970-х до 2020-х осталась актуальной, названия изменились, а суть осталась! Дети стали изощрённее, появились новые зверства сверстников друг над другом, социальные издевательства, множество изнасилований младших школьников в туалетах, шантаж, размещение детского порно не взрослыми, а сверстниками, одноклассниками, социопатия у одних порождает социофобию у других.
Школа как было, так и осталась неадаптированной, неповоротливой, закостеневшей, убогой. Школа отказалась от воспитания человека с большой буквы ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА по сути - антисистема, продолжает кого-то калечить, а кого-то закалять! Думаю, что в Минобр считают наших детей живучими! И родителям ничего не остаётся как давать самостоятельно набор навыков выживания в агрессивной среде.
Недавно услышала от первоклашек на площадке считалочку, которая заканчивается: "камень, ножницы, бумага, суефа, бей бомжа..." Есть и компьютерные игры "Бомж Хобо", "Убей бомжа", "Бездомный Джилл"... О каком развитии личности, формировании чести и достоинства, развитии личности тут говорить?
Выготского, Сухомлинского, Луначарского, Ушинского ЗАБЫЛИ! А ведь в их трудах много "педагогических алмазов" о воспитании и развитии личности!
И менно по этой причине обучение САМООБОРОНЕ не скоро потеряет актуальность.
Я напишу лишь несколько проблем, которые дарит школа современным детям: зависимости от гаджетов, родной матерный, равнодушие, хамство, отсутствие субординации, уважения к старшим, к достижениям других граждан страны, отсутствие патриотического воспитания, обесценивание образования и самообразования, отсутствие интереса к чтению и книгам, низкая втоптанная в грязь самооценка, тревожность, депрессивные состояние, отсутствие познавательных желаний, десятки разнообразных неврозов, заикание, навязчивые движения, социопатия, социофобия, изнасилования, склонность к насилию, позиция жертвы, жестокое обращение ко всему живому, насекомым, животным, жестокое обращение к детям младшего возраста, к сверстникам, к родителям, к инвалидам, социально-незащищенным группам, психологическая деформация личности во всех направлениях, суицид.
Школьникам всегда было непросто выживать, кто-то считает это полезным, но лучше подготовить ребенка заранее. И я отдала сына на каратэ за 6 месяцев до школы. И ему это помогло. Он окреп, осанка, характер, друзья, самооценка, мотивация... Одни плюсы!
Спортивный лагерь - посмотрите видео "Лето 2022 с Ратоборцем".
Что нам остаётся,нам, родителям? Найти подходящую спортивную семью. Спорт существует для детей с любыми проблемами (связанными со здоровьем)! Укреплением силы духа в современном мире занимаются родители, тренеры, инструкторы спортивных секций!
Помните цитату из мультфильма "Кунг-фу Панда": "Случайности не случайны"?"
Вот и мы, уверена, не случайно попали с сыном в Федерацию Смешанных Боевых Искусств «Ратоборец».
И да простят меня инструкторы, если очень честно, то я искала секцию единоборств рядом с домом. И нам ПОВЕЗЛО!
Основатели федерации и инструкторы:
Вадим Вольхин
Дмитрий Лялин
Влад Кобзев
Иззатилло Туланбоев
Эта семья четырёх каратистов укрепила моего сына как физически так и духовно!
И если для меня каратэ - это навыки, позволяющие постоять за свою честь, это умение соразмерно "с головой" наносить удары обидчику, сохраняя достоинство. То для моего сына это и семья и крепость тела и духа! Это наставничество и психологическая замена отца, это новые друзья, это здоровье и отличная осанка, это крепкие ноги и руки, это для Василия - способность держать скрипку в течение часа и не уставать, это радость от красоты крепкого тела, например, от "кубиков"!
Кто знает, как сложатся судьбы наших детей, но крепость духа формируется с детских лет, и хорошо, если этому способствуют профессионалы, спорт, родители с горящими сердцами.
Немного истории
Во время набора в армию врачи обратили внимание на то, что ряд призывников с Окинавы отличался хорошей физической развитостью; было установлено, что они занимались местным боевым искусством тотэ. Это послужило аргументом для включения тотэ в программу преподавания в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры и привело к его широкому распространению. Обратной стороной этого процесса явилось то, что карате начало терять черты боевого искусства и превращаться в военизированную гимнастику.
В начале века Гитин Фунакоси с группой единомышленников начал пропаганду карате сначала на Окинаве, а затем и в Японии. В 1924 году он открыл первый публичный клуб карате в токийском университете Кэйо.
Боевое искусство вышло за пределы клановых семейных школ Окинавы и быстро завоевало всю Японию, чему во многом способствовала бурная деятельность Фунакоси, который читал лекции в университетах, организовывал группы по изучению карате, сам демонстрировал его приёмы. В 1936 году Фунакоси открыл школу, получившую название Сётокан буквально «Дом сосен и волн», где начал преподавать стиль, названный именем школы.
Пять основных стилей японского каратэ.
Гичин Фунакоши Шотокан(Сётокан).
Описание стиля каратэ
По возвращении из Китая, где Сакугава изучал шаолиньский стиль единоборства, он основал частную школу Карате-но Сакугава. Впоследствии иероглиф «кара» — «китайский» был изменён на сходно звучащий, но имеющий другой смысл иероглиф «кара» — «пустой». Гитин Фунакоси (1868—1957), известный мастер и популяризатор карате, так объяснил смысл этой замены: «Как полированная поверхность зеркала отражает всё, что находится перед ним, а тихая долина разносит малейший звук, так и изучающий карате должен освободить себя от эгоизма и злобы, стремясь адекватно реагировать на всё, с чем он может столкнуться. В этом смысл иероглифа „пустой“». Первое задокументированное использование омофона «кара» в значении «пустой» вместо «Династия Тан» (в смысле «китайский») появляется в книге «Карате кумите», написанной в августе 1905 года Тёмо Ханасиро. Китайско-японские отношения никогда не были хорошими, особенно во время японского вторжения в Маньчжурию, отсылка к китайскому происхождению карате считалась политически некорректной.
Шотокан отличается преимущественно линейным приложением силы, поскольку кратчайший путь к цели – прямая, что контрастирует, к примеру, с Годзю-рю, изобилующим круговыми движениями. В основе стиля лежит окинавская техника Сюри-те, которую Фунакоши изучал у мастеров Адзато и Итосу. Для этой техники были характерны приемы боя на близкой дистанции и удары ногами, наносимые преимущественно на нижнем уровне, высокие стойки. Впоследствии Фунакоши и его ученики дополнили эту технику новыми элементами, такими как удары ногами на верхнем уровне, низкие стойки, а бой стал вестись преимущественно на средней дистанции. Другими словами, произошла универсализация стиля Шотокан.
Для современного Шотокан характерны:
• Низкие, широкие, прочные стойки.
• Переходы динамичные и четкие.
• Мощные и энергичные движения.
• Удары идут от бедра.
• Блоки жесткие, движения экономные: быстрота и максимальная эффективность при минимуме средств.
• В защите – надежность и сила блока.
• Основное оружие – мощные реверсивные прямые удары руками, удары в выпаде, резкие удары ногами по среднему уровню в корпус, подбивы под опорную ногу или под обе ноги. Важное место в системе тренировок Шотокан карате-до, наряду с кихон и кумите, занимают формальные упражнения – ката. Этот стиль вобрал и органично объеденил в себе легкие и подвижные ката Сёрин рю: Хейан, Бассай, Канку, Эмпи, Гангаку и более «тяжелые» и «силовые» ката Серей рю: Текки, Джитте, Хангетсу, Джион.
Со временем стиль Сётокан или Шотокан стал классическим стилем карате. Для него характерны низкие стойки, короткие и резкие удары, но скорее быстрые и точные, чем сильные. Движение бёдер является ключом к правильному выполнению всех приёмов. Оборонительное движение одновременно является и контрударом.
Каратэ я люблю и за принципы!
Гитин Фунакоси (Гичин Фунакоши) (1868 — 1957) сформулировал двадцать принципов каратэ:
Пусть наши дети шагают принципиально по этой жизни!
Пусть рядом с ними окажутся хорошие друзья, тренеры, инструкторы, учителя с большой буквы!