576 подписчиков

Все, что было не так с российским императором Петром III‎

99K прочитали

Когда Петр III, внук Петра Великого, стал российским императором, весь двор был в ужасе от его жуткого поведения. Увы, причины этого заключались в том, что он был воспитан воспитателем-садистом, ненавидевшим Россию.

Портрет Петра III, 1762 г. / Алексей Петрович Антропов / Всеобщий исторический архив
Портрет Петра III, 1762 г. / Алексей Петрович Антропов / Всеобщий исторический архив

Карлу Петеру Ульриху фон Шлезвиг-Гольштейн-Готторфскому еще не было 15 лет, а его уже боялась русская императрица Анна Иоанновна. "Бес еще живет в Голштинии", - часто повторяла Анна. Юный Карл-Петр был внуком Петра Великого, а Анна, дочь сводного брата Петра (и соправителя до 1696 года) Ивана Алексеевича, безусловно, хотела, чтобы ее ветвь рода оставалась на российском престоле, и поэтому заочно боялась и ненавидела Карла-Петра. Напротив, ее двоюродная сестра Елизавета Петровна, ставшая императрицей России в 1741 году, старалась окружить родного племянника заботой и вниманием. В декабре 1741 года в Киль, где жил Карл-Петр, прибыл русский майор Николай Корф, чтобы забрать юношу в Россию.

У Елизаветы Петровны не было детей, и после ее смерти внук Петра Великого должен был стать российским императором. Однако по прибытии в Петербург молодой принц произвел на всех по меньшей мере странное впечатление.

Каковы же были странности великого князя Петра Федоровича?

Великий князь Петр Федорович в 1743 году, работа Георга Кристофа Гроота
Великий князь Петр Федорович в 1743 году, работа Георга Кристофа Гроота

Принц Карл-Петр Голштинский был крещен в православие под именем Петра Федоровича в ноябре 1742 года, всего через год после приезда в Россию. "Он бледен и, по-видимому, слабого телосложения", - писал Якоб Штелин, воспитатель мальчика, приставленный к нему в Петербурге. Когда принца начали обучать наукам, императрица была потрясена невежеством 14-летнего мальчика, который интересовался только военным делом (и немного теологией). Он питал самое нездоровое пристрастие к парадам, смотрам и маршам, буквально бросая все свои дела, чтобы поглазеть на солдат. Но были и другие странности. Казалось, что принц не стареет с возрастом.

"Ему было тогда шестнадцать лет, он был довольно красив до оспы, но очень мал и совсем ребенок. Он говорил со мной об игрушках", - писала позже в своих мемуарах Екатерина II, жена Петра. Она также вспоминала, что почти при первой встрече ее жених признался ей, что был влюблен в одну из фрейлин, но смирился и женился на Екатерине, потому что этого хотела его тетка (императрица Елизавета Петровна). В 1745 году они поженились, но Петр не проявлял особого внимания к своей жене: "Великий князь иногда заходил вечером в мои покои, но у него не было желания приходить; он предпочитал играть в куклы в своей комнате; между тем, ему тогда было 17 лет, мне 16", - жаловалась Екатерина.

Великий князь Петр Федорович и его супруга, великая княгиня Екатерина Алексеевна, 1756 год
Великий князь Петр Федорович и его супруга, великая княгиня Екатерина Алексеевна, 1756 год

Чтобы отвлечь племянника от игрушек и военных упражнений, в 1747 году Елизавета Петровна приставила к нему свою сестру и ее мужа Николая Чоглокова, дружную семейную пару, которая должна была "учить" князя семейной жизни. Но Петр Федорович подговорил комнатную служанку по имени Крузе, которая, по словам Екатерины, "доставляла великому князю игрушки, куклы и другие детские забавы, которые он любил до страсти: днем их прятали в моей кровати и под ней. Великий князь ложился спать первым после ужина, и, как только мы ложились, Крузе запирал дверь, и тогда великий князь играл до часа или двух ночи". Затем Петр завел себе собак. Императрица Елизавета пришла в ужас и потребовала, чтобы их выгнали из дворца. Наследник не послушался и спрятал собак в чулане рядом со спальней жены: "Сквозь дощатую перегородку алькова, - вспоминала позже Екатерина, - доносился запах собак, и мы оба спали в этом зловонии".

Однажды Екатерина увидела в комнате мужа подвешенную крысу. Великий князь Петр Федорович объяснил, что крысу казнили за преступление - она пробралась в его бумажную крепость и съела двух накрахмаленных солдат, но одна из его верных собак поймала ее, и военный суд (в лице самого великого князя) приговорил крысу к казни через повешение. Петру в то время было 25 лет.

"Профессор кадрили"

Петр III, официальный портрет, 1761 год, работа Лукаса Конрада Пфандцельта
Петр III, официальный портрет, 1761 год, работа Лукаса Конрада Пфандцельта

Будущий император Петр III имел несчастье родиться потомком двух заклятых врагов - по материнской линии он был внуком Петра Великого, а по отцовской - внучатым племянником шведского короля Карла XII и, таким образом, имел права как на российский, так и на шведский престолы. В детстве отец мальчика питал надежды, что его сын со временем станет королем Швеции, и воспитывал его как военного. "Сам принц был назначен унтер-офицером, обучен стрельбе из винтовки и маршировке, ходил на службу с другими придворными молодыми людьми и говорил с ними только о внешних формах этого военного дела. Он так пристрастился к этому с юности, что ни о чем другом и слышать не хотел", - писал Яков Штелин. Как и Карл XII в молодости, великий князь хорошо знал богословие и латынь, занимался математикой и с удовольствием рисовал планы крепостей. Но в 1739 году, после смерти отца (мать умерла вскоре после рождения Петра Федоровича), Петр был отдан в руки воспитателей, высокомерных военных, которые стали мучить ребенка.

Главным "мучителем" был граф Отто фон Бруммер, управляющий двором в Киле. В молодости он служил в шведской армии и однажды был адъютантом самого Карла XII. Но по какой-то причине Бруммер возненавидел своего ученика. "Я прикажу выпороть тебя так, что собаки будут лизать твою кровь; как я буду рад, если ты умрешь сейчас". Таковы были некоторые из тех слов, которые он говорил маленькому принцу. По крайней мере, так утверждал автор анонимной записки о воспитании великого князя, которую Николай Корф привез из Киля императрице Елизавете. Также из этой записки императрица узнала, что "ребенок часто должен был ждать еды до двух часов дня и от голода охотно ел сухой хлеб, а когда приходил Брюммер, он начинал угрожать принцу жестокими наказаниями после ужина, так что ребенок сидел за столом ни жив ни мертв и потому после ужина подвергался головным болям и рвоте". Каждый день ребенка учили до шести часов вечера, а затем в течение двух часов его обязывали танцевать квадратный танец (кадриль). "Я уверен, что они хотят сделать меня профессором кадрили, и мне больше ничего не нужно знать", - говорил великий князь.

Когда Петр III, внук Петра Великого, стал российским императором, весь двор был в ужасе от его жуткого поведения.-5

Особенно Бруммер ненавидел русских. Как внука императора Петра I, маленького принца учили русскому языку, но сразу после смерти отца Бруммер прекратил эти занятия: "Этот мерзкий язык подходит только для собак и рабов". Наказания Бруммера были абсолютно военными. Великого князя заставляли долго стоять на горохе, пока у него не распухли колени. Его раздели догола, пороли и били плетьми в присутствии слуг. Его привязывали к ножке стола. Его также специально морили голодом. Бруммер даже вешал ему на грудь табличку с надписью: "Задница".

Такое обращение не могло не отразиться на характере наследника. Он вырос упрямым, вспыльчивым и тревожным. Кроме того, от своих воспитателей он научился пить. Согласно взглядам европейских военных, лихой солдат должен был постоянно пить пиво или вино. Уже в 1745 году Екатерина писала: "Великий князь был так пьян, что потерял всякое сознание и не мог сложить двух слов". После этого ситуация только ухудшилась: "От него стало постоянно пахнуть вином и табаком, так что рядом с ним буквально невозможно было стоять", - записала Екатерина в 1753 году. "Жизнь, которую ведет император, самая постыдная: он проводит вечера в курении и питье пива и прекращает оба эти занятия только в пять или шесть часов утра и всегда мертвецки пьян", - писал Андрей Болотов, который встречался с Петром Федоровичем после того, как тот стал императором.

Был ли Петр III сумасшедшим?

Анна Петровна и Карл Фредерик, герцог Голштейн-Готторпский - родители Петра III
Анна Петровна и Карл Фредерик, герцог Голштейн-Готторпский - родители Петра III

Конечно, ни нервный темперамент, ни пристрастие к странным играм или алкоголю не являются достаточным основанием для признания человека сумасшедшим. Следует иметь в виду, что на образ Петра в глазах потомков повлияло враждебное отношение Екатерины, которая на всю жизнь осталась оскорбленной нелюбимой супругой - и, в то же время, оставила больше всего мемуаров о его жизни. Но и тогда положительные черты были проигнорированы.

"Он хорошо знал богословие и латынь", - писал Яков Штелин о Петре Федоровиче. "В Петербурге он охотно говорил по-латыни с самыми знатными русскими духовными лицами". Кроме того, с юных лет Петр увлекался музыкой - любил играть на скрипке. Принято считать, что игра наследника была некрасивой - но, судя по всему, это было не так. В своем "малом дворе" в Ораниенбауме под Санкт-Петербургом у Петра был свой театр, в который он пригласил молодого итальянского композитора Винченцо Манфредини. Кроме того, великий князь открыл в Ораниенбауме скрипичную школу для детей без различия происхождения и достатка, в которой преподавал сам. Он также собрал коллекцию дорогих скрипок.

Став императором, Петр Федорович удивил всех своих недоброжелателей тем, что ревностно взялся за государственные дела. "Уже утром он был в своем кабинете, где выслушивал доклады, затем спешил в Сенат или Коллегии. В Сенате за самые важные дела он сам брался энергично и напористо", - писал Штелин. Его главной реформой стала отмена обязательной дворянской службы, "Манифест о вольности дворянства" 1762 года. Кроме того, он закрыл печально известную Тайную канцелярию (орган политического сыска, созданный Петром I), начал выпуск бумажных банкнот и поддержал коммерцию, открыв Государственный банк. За первые 186 дней его правления было подписано 192 официальных документа. Однако сепаратный мир с Пруссией, которой правил кумир Петра, Фридрих II Великий, перечеркнул все достижения нового императора и стал поводом для свержения Петра с престола.

Взаимная неприязнь Петра и России объяснялась тем, что наследник желал занять не российский, а шведский престол. Но эта возможность была навсегда закрыта для него после крещения в православие в 1743 году по настоянию Елизаветы Петровны. В 1751 году, когда дядя и опекун Петра, Адольф Фридрих, стал королем Швеции, Петр сказал: "Они затащили меня в эту проклятую Россию, где я должен считать себя государственным преступником, тогда как, если бы они оставили меня свободным, я бы сейчас сидел на троне цивилизованной нации".

Неудивительно в этом контексте вызывающее поведение Петра Федоровича на похоронах Елизаветы Петровны. Идя за похоронной колесницей, он внезапно останавливался, а затем бежал догонять колесницу, так что его траурный шлейф развевался по ветру. Он находил это забавным.