26 июля 2022 года состоялось открытие музея-квартиры великой балерины Майи Михайловны Плисецкой. Когда мне предложили сходить туда на экскурсию в составе организованной группы, я с удовольствием согласилась.
Находится квартира по адресу: улица Тверская, дом 25/9, квартира 31. Ее передал в дар Театральному музею имени А.А.Бахрушина муж балерины, Родион Щедрин. Сотрудники музея постарались сохранить здесь все в том же виде, что и при жизни Майи Михайловны.
Эту кооперативную трехкомнатную квартиру Плисецкая и Щедрин купили в 1963 году и прожили в ней 30 лет. А после увольнения балерины из Большого театра в 1990-м году бывали здесь только наездами.
Поэтому обстановка здесь из восьмидесятых годов прошлого века, когда почти в каждом доме стояли мебельная стенка или сервант, трюмо, а кресла были накрыты накидками.
Поднявшись на лифте на 6-й этаж, мы вошли в квартиру. В коридоре огромное зеркало и подарки из разных стран, которые были дороги Майе Михайловне. Вообще, она не очень любила разные безделушки, и все, что есть в доме, это, в основном подарки друзей или поклонников. А этот медведь из Сапсана - последняя покупка хозяйки дома.
В центре гостиной овальный стол, за которым собирались Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Валерий Гергиев и многие другие гости дома. Сама Майя Михайловна обходилась легкими ланчами: овощи, фрукты, рыба или мясо. И кто же не слышал знаменитый ответ балерины на вопрос о том, как ей удается оставаться в такой безупречной форме: «Не жрать! Лучшей диеты пока не придумали».
Многочисленные афиши висят в гостиной в том виде как и при жизни Плисецкой.
Сама комната квадратной формы, по углам которой расположены серванты. В каждом из них посуда, статуэтки, фотографии в рамках. Много статуэток лебедей, что очень символично. Ведь только на сцене Большого театра Майя Плисецкая исполнила партию Одетты-Одиллии более 800 раз. И считала, что «Лебединое озеро» - это своеобразная лакмусовая бумажка для каждой балерины, которая выявляет все ее достоинства и недостатки.
Самой Плисецкой великолепно удавались оба образа - и романтической Одетты и коварной обольстительницы Одиллии. Критики всегда отмечали отличную технику, драматический талант, а также выразительные руки балерины, которые сравнивали с морскими волнами и взмахами лебединых крыльев.
Но лебеди также ассоциируются с номером «Умирающий лебедь», в котором Майя Плисецкая также была неподражаема. По признанию самой балерины, она не изнуряла себя репетициями. В силу природного таланта у нее все получалось легче, чем у других.
В гостиной невозможно не обратить внимание на икону. Это икона конца XVII века «Утоли моя печали». Она принадлежала семье Родиона Щедрина, дед которого служил православным священником в Алексине.
В квартире вообще нет никакой показательной роскоши. Но есть одно исключение. Майя Михайловна любила красиво и элегантно одеваться. В этом мы убедились, попав в гардеробную комнату.
С 1953 по 1959 годы балерина была невыездной, а хорошо одеваться хотелось. И она пользовалась услугами некой спекулянтки Клары, которая покупала вещи у жен советских дипломатов и перепродавала их. В основном, артистам Большого театра. Для того, чтобы покупать эти вещи, Плисецкой приходилось подрабатывать, выступая в сельских клубах и домах культуры.
Позже она лично познакомилась с Пьером Карденом, который создавал для нее незабываемые образы. В одной из своих книг она писала: «В мире моды для меня все начинается и заканчивается Пьером Карденом».
Балерина также лично была знакома с Коко Шанель, которая была так очарована ею, что подарила изящный костюм-мундир. Сейчас он находится в коллекции историка моды Александра Васильева.
Но Майя Плисецкая вдохновляла не только знаменитых модельеров, но и великих художников. В 1965-м году она познакомилась с Марком Шагалом. Балерина неоднократно позировала ему. В музее представлены 2 авторские литографии художника с дарственными надписями. Они были найдены случайно сотрудниками музея на дне одного из чемоданов. В нем под стеклом они и представлены в квартире.
В шкафах хранятся пуанты, кастаньеты и сценические костюмы, созданные специально для великой балерины. И детские ботинки, которые она лично передала Бахрушинскому музею.
В холле витрина с платьем, созданным Пьером Карденом для балета Анна Каренина. Потрясающей красоты из зеленого газа, не сковывающее движений в танце.
В следующей комнате, которая была кабинетом Родиона Щедрина, тоже никакой роскоши. Вот и стенка, и сервант из советского прошлого. И множество фотографий.
В витрине его концертный фрак, бабочки, партитура оперы «Мертвые души».
Родион Щедрин автор 7-ми опер, 5-ти балетов, камерной симфонической и хоровой музыки. Плисецкая говорила, что он продлил ее балетную карьеру минимум на 25 лет, так как все балеты, которые он написал, посвящал ей.
Раньше в этой комнате стоял еще и рояль, но впоследствии Щедрин купил соседнюю, 32-ю квартиру, и рояль переехал туда.
Майя Михайловна была азартным человеком. Обожала корриду. Вместе с мужем они были футбольными и хоккейными болельщиками. Свидетельство тому - клюшка с автографами хоккейной команды ЦСКА.
В спальне витрина с фотографиями четы Плисецкая-Щедрин. В центре этой композиции - Лиля Брик, в гостях у которой в 1955-м году они и познакомились. Но их отношения начались тремя годами позже. Они смогли пронести свою любовь через всю жизнь.
Когда в 2005-м году Владимир Познер в конце интервью попросил Родиона Щедрина рассказать о трех своих заветных желаниях, он ответил: «Быть со своей женой. Быть со своей женой. Быть со своей женой.».
В витрине стоит кукольный чайный сервиз. Когда семья Плисецких проездом была в Осло, в детском магазине Майе подарили эту игрушку. И она хранила ее всю жизнь и сама передала в дар Бахрушинскому музею.
Из всех комнат мне больше понравилась спальня. Это самая просторная и светлая комната в доме. И здесь прямо витает дух 80-х годов прошлого столетия. Все функционально и ничего лишнего.
На стенах несколько ее портретов известных и не очень художников. Плисецкая любила позировать и могла делать это часами.
Как всю свою жизнь Майя Михайловна в мире моды была верна Пьеру Кардену, так и в своих парфюмерных пристрастиях ее любимыми духами были Bandit от Robert Piguet. Впервые балерине их подарила Лиля Брик. Вот их описание: «это классический аромат с провокационными нотками, обладающий непреодолимым очарованием». Флакон стоит на трюмо под прозрачным колпаком.
У сотрудников музея была идея купить флакончик духов и давать посетителям ароматические палочки, чтобы оценить аромат. Но бренд перекупила другая парфюмерная компания и духи кардинально изменились. Поэтому отказались от этой идеи. Ведь это уже будет совсем не тот аромат, который любила Майя Плисецкая.
Любимым местом в доме у хозяев дома была, как ни странно, кухня. Гостей принимали, в основном, не в гостиной, а именно здесь. Даже самых именитых. Помимо российских знаменитостей, на этой кухне бывал Грегори Пэк, звезда фильма Римские каникулы.
На этой кухне Лиля Брик учила домработницу кулинарным секретам. Сама Плисецкая практически не готовила. Родион Щедрин писал, насколько и в повседневной жизни в его жене все гармонично: как она заваривает чай, пьет воду, раскладывает пасьянс.
А знали ли вы, что у Майи Михайловны было необычное хобби? Она коллекционировала необычные фамилии. У нее даже была для этого специальная тетрадка.
Находясь здесь, нет ощущения, что ты в музее. Как будто зашел в гости. Эта квартира так и осталась в советской эпохе. Но в этом ее прелесть. Попасть сюда не так и просто. Экскурсии проводятся 5 дней в неделю, в день их всего 4 и группы по 10 человек. Сейчас запись уже на 2 недели вперед. Стоимость 900 рублей.
Экскурсия понравилась. Это одно из мест, куда можно прийти и отдать дань памяти великой балерине. Ведь могилы нет. Ее кремировали и прах находится у Родиона Щедрина. И по завещанию, после его смерти, их прах соединят и развеют над Россией.
Понравилась статья? Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.