Уже по самому названию — Алфама, можно понять, что оно имеет арабские корни.
Название Алфама произошло от арабского Аль-хама («тёплый источник»). Во времена владычества мавров Лиссабон ограничивался Алфамой, затем город начал расширяться на запад.
После освобождения Лиссабона от мавров в Алфаме начали селиться ремесленники и торговцы. С XVI века Алфама испытывает упадок, состоятельные граждане начинают переселяться в другие районы, в результате чего Алфама становится кварталом бедноты.
Я уже не раз упоминала, что Лиссабон в 1755 году сильно пострадал от землетрясения, были разрушены дворцы, церкви, дома. Лучше всех сохранился именно этот район - Алфама, благодаря тому, что был построен на скалистых породах.
Его улицы не перестраивались в строгих европейских традициях, когда улицы прямые и широкие. Он так и остался в своём средневековом варианте, когда улица изгибается, соответственно рельефу, а ширина её составляет ровно ширину лошади с сидящим на ней всадником.)
Конечно, местами этот район пришлось адаптировать к современным реалиям. И там даже можно встретить трамвай.
Но всё равно, до сих пор больше половины улиц района Алфама - пешеходные. Что очень приятно для туристов.
Каждый раз перед глазами открывается что-то новое.
Толпы туристов продвигаются к самой высокой части Алфамы.
Через дворик, где в центре висит вот такой огромный куб из цветов.
Главная достопримечательность района - это Замок Святого Георгия. До того как первый король Португалии Афонсу Энрикеш при помощи крестоносцев захватил замок в 1147 году, тут располагалась резиденция мавританского эмира.
Если вы любите башни, стены и красивый вид сверху, то вам сюда. Я решила, что за красивый вид платить не буду, тем более, что пришлось бы ещё и очередь отстоять и просто пошла гулять по узким улочкам.
Кроме вышеназванного замка, в Алфаме находится Национальный Пантеон. Мне он, почему-то больше напомнил Парижский Сакре-Кёр. Может быть, своим расположением и белым цветом.
Хотя, не удивительно, ведь Пантеоном эта церковь стала не так давно, только в 1966 году, во времена правления диктатора Антонио Салазара. Здесь похоронены многие известные деятели, президенты, писатели и многие другие. В честь известных мореплавателей (Васко да Гама, Генрих Мореплаватель и др.) возведены кенотафы.
До этого времени это была Церковь Святой Энграсии. Церковь была построена в XVII веке. В течение следующих трёх веков церковь постоянно перестраивалась. Поэтому появилась поговорка «работы святой Энграсии», которая в просторечии лиссабонцев означает бесконечное затягивание работы. До 20 века церковь так и не была достроена. И открылась она только 1966 году, когда к церкви, наконец, был добавлен купол.
Жуан Антуниш использовал для церкви уникальное оформление, которое до него никто в Португалии не использовал. Крыша церкви имеет форму греческого креста, по краям — квадратные башни, купола которых так и не были закончены, а волнообразный фасад исполнен в стиле барокко Борромини. Над входом расположен холл, фасад которого имеет ниши со статуями. Вход в церковь через портал в стиле барокко, над которым два ангела держат герб Португалии.
Пол и стены церкви декорированы разноцветными образцами мрамора все в том же стиле барокко. Орган 18 века был специально привезен из Кафедрального собора Лиссабона.
Рядом с Пантеоном расположился местный блошиный рынок. А с блошиного рынка, пройдя под аркой мы как раз и попадаем к стене напротив католической церкви, у которой в средние века привязывали лошадей.
Это одна из самых красивых церквей в Лиссабоне. Она принадлежит монастырю Сан-Висенте-де-Фора.
Церковь и Монастырь были возведены в 1582-1627 гг. на месте небольшого храма, построенного в 1173 году и посвященного покровителю Лиссабона Святому Винсенту. Этот храм является одним из самых замечательных архитектурных памятников Лиссабона. Его украшают изразцы 18 века, на которых изображены герои басен Лафонтена и сцены завоевания Лиссабона маврами. В бывшей трапезной в настоящее время находится усыпальница династии Браганса.
И в эту церковь мы ещё обязательно зайдём.
Самые красивые виды Алфамы открываются со смотровых площадок, мирадору Санта-Люсия около одноимённой церкви и мирадору-даш-Порташ-ду-Соль.
Интересна история св.Луции, в честь которой была построена церковь.
Луция была дочерью богатого римского гражданина из Сиракуз, который рано умер. Её мать, Евтихия, хотела выдать дочь замуж, но Луция принесла обет безбрачия и не согласилась на помолвку. После исцеления матери на могиле святой Агаты в Катании от кровотечений, она согласилась с обетом дочери. Отвергнутый жених возбудил против христианки Луции жестокое преследование. Судья Сиракуз Пасхазий хотел отдать её в публичный дом, но ни повозка, запряженная быками, ни тысяча мужчин не могли сдвинуть Луцию с места. После разнообразных пыток и чудес она была убита ударом меча. Другие легенды сообщают и о том, что ей вырвали глаза.
Может, поэтому, она считается покровительницей слепых и часто изображается с блюдом в руках, а на блюде лежат её глаза.
Отсюда, с мирадору-даш-Порташ-ду-Соль, можно разглядеть ещё одну достопримечательность Алфамы - монастырь Сан-Висенте-де-Фора (Igreja de São Vicente de Fora), рядом с которым мы уже побывали.
Монастырь был основан ещё в 1147 году первым королём Португалии Афонсу I и посвящён Викентию из Сарагосы, святому покровителю Лиссабона. Постройки были расположены за пределами городских стен.
Современная церковь монастыря была построена в 1582-1629 гг, другие же здания были завершены лишь в XVIII веке.
Возвращаясь на трамвайчике или на своих двоих к Розовой улице, мы никак не пройдём мимо Кафедрального собора (Sé de Lisboa).
Считается, что ранее на месте современного собора стоял римский храм, в IV-V вв превращённый вестготами в христианскую церковь. После завоевания арабами Пиренейского полуострова, хотя христианам и позволялось жить в Лиссабоне, церковь была разрушена, а на её месте построена мечеть.
После осады 1147 года город был освобождён христианами, мечеть была разрушена, а на её месте стал возводиться новый собор, здание которого было построено уже в 1150 году. Лиссабонское землетрясение 1755 года серьёзно повредило собор, но он был отреставрирован.