— Давай еще раз представь: влюбился ты в девушку, она красива, мила, привлекает и характером, и телом, вы сближаетесь, узнаете лучше друг друга… Когда ты узнаешь ее поближе, что-то тебя восхитит еще больше, например, она вкусно готовит или в постели хороша. А что-то не понравится, например, у нее изо рта пахнет мышами, или постоянно видна сера в ушах, или она ненавидит и обижает маленьких детей… В твоем сознании, при восприятии этой девушки возникает коктейль из чувств, который и формирует твое итоговое состояние …
Митя подумал немного и сказал:
— Ну хорошо, допустим, так, ну а любовь к матери?
— Любовь к матери — это более стабильное чувство, она зарождается еще в утробе, усиливается заботой и вниманием после рождения, и сохраняется как привычно присутствующее состояние. Но даже любовь к матери зависит от твоего состояния, если, например, к тебе прикрепить устройство, которое бы било тебя очень неприятно или больно током каждый раз — при восприятии матери, то через некоторое время любовь к ней перестала бы ощущаться, и со временем ты бы про маму максимально редко вспоминал.
— Думаю, этот пример с выработкой негативного условного рефлекса, не очень подходит, так как в нём присутствует искусственное внешнее воздействие, значительно влияющее на психику, — сказал юноша, очень довольный, что его интерес к биологии и память об опытах академика Павлова оказались полезны.
— Возможно, ты прав, тогда давай рассмотрим другой пример: ты любишь свою маму, очевидно, что не за ее характеристики, а просто за то, что она есть, так?
Митя согласно кивнул, и дядя Леня продолжил:
— Какими будут твои чувства к ней, если бы ты узнал, например, что она тебе не родная мать, а украла тебя младенцем, при этом убив твою настоящую маму, да еще и старшую сестру?
Юноша удивленно глянул на старика, слегка шокированный его примером, на что дядя Леня пояснил:
— Ясно, что такое маловероятно, но «более мягкие» примеры придется намного дольше обсуждать, хотя суть будет та же. Так что ты ответишь, какими будут твои чувства?
Митя задумался и ответил:
— Это очень многое меняет…
Дядя Леня не стал дожидаться, пока юноша продолжит, и сказал:
— Да, это многое меняет именно в — твоем состоянии, при ином её восприятии. Она не изменилась, и даже не изменилось ее отношение к тебе, это тебе больше не нравится свое состояние при восприятии её — после изменения информации о ней.
Юноша снова задумался, видно было, что многое в его сознании раскрывается по-новому. Дядя Леня терпеливо молчал, давая юноше время самостоятельно осмыслить, а не просто поверить в убедительную речь «авторитетного старика».
Вдруг Митя повернулся к дяде Лене и, как будто «выбрасывая последний козырь», спросил:
— А как же любовь к детям, ведь даже самых мерзких садистов продолжают любить их матери?!
— Как же мне повезло, что ты такой умный! — улыбаясь, сказал дядя Леня, а юноша не понял, это действительно радость или сарказм, возникший из-за неудобных вопросов.
И старик вернулся к теме разговора:
— В таких случаях материнскую любовь к своему чаду, оказавшемуся извергом, люди путают с «материнским долгом», это вроде «моральной верности» своему статусу по отношению к ребенку. Она уже не чувствует то «возвышенное переживание любови к частичке ее самой» — глядя на «сына душегуба», к «этому, по-новому воспринимаемому своему ребенку» она продолжает иметь чувство материнского долга, это уже больше преданность своей материнской сути, чем возвышенное состояние любви. Или, продолжает любить — отказываясь воспринимать его как чудовище, не веря или игнорируя новые факторы.
— Значит, мы все любим только себя? — как-то разочарованно спросил юноша.
— Да, Митя, но это не так грустно, как кажется на первый взгляд. Понимая это, лучше понимаешь свою и остальных мотивацию, и тогда суть всех поступков уже не может прикрыться от понимания — сформулированными причинами.
После этого разговора юноша некоторое время был как бы разочарован в «воспеваемой людьми любви», но, хорошо проанализировав тему, решил: какой бы ни была причина любви, хорошо, что она есть, и очень хорошо, что он уже научился пользоваться этим состоянием, реально улучшая свое восприятие жизни.
из "Коронованный пустотой" (Дмитрий Гаун).