Найти тему
Стилист для неидеальных

Гардероб по Маслоу: чем мода отличается от просто одежды

Наш стиль тоже ложится на теорию, которую принято называть «пирамида потребностей по Маслоу». Те, у кого за плечами экономическое или управленческое образование, знают что такое пирамида Маслоу. В двух словах для тех, кто не знает, – это мотивационная концепция, которая отражает иерархию удовлетворения потребностей человека.

Сначала мы должны удовлетворить потребность в еде, тепле и крыше над головой, затем создать безопасную среду, потом найти друзей, потом поклонников, затем мы начинаем развивать себя, потом совершенствовать мир вокруг и только потом мы ищем смысл жизни, куем свой дух и отращиваем дзен.

Пирамиду Маслоу можно переложить на гардероб.
Пирамиду Маслоу можно переложить на гардероб.

Например, если нам холодно и надо наготу прикрыть, это уровень физиологии и безопасности. Здесь справится просто одежда. Любая. По погоде, удобная, простая в уходе и ноская. Нет никакой разницы какого она цвета, насколько актуальна, как сочетается между собой, что подумают люди, глядя на нас. На этом уровне всё это – неважно. Здесь речь о стиле или имидже не идёт вовсе. Просто удовлетворение потребности быть одетым.

Про стиль речь заходит тогда, когда мы в гардеробном развитии находимся на уровнях социализация-признание. Здесь мы уже не просто во что-то одеваемся, здесь мы хотим коммуницировать с помощью одежды, показывать своим внешним видом что мы в каком-то социуме свои и выделять своих по внешнему виду.

Брендовые вещи, люкс и всякие модные штуки в наши гардеробы проникают тогда, когда мы хотим признания. А ещё признание мы можем получить, если одеваемся очень необычно, стильно, заметно. Когда нам вслед глядят и хотят наши образы повторять. Это уровень, где вещи не просто «одежда», но уже «немного мода». И нет, моды не может быть, если не удовлетворены базовые потребности человека. Все базовые потребности, не только в одежде, но и в других сферах жизни. Никто не станет покупать нефункциональную, дорогую или излишнюю вещь, если есть нечего или жить негде.

Когда мы начинаем манипулировать с помощью одежды общественным мнением, правильно подбирать галстук, туфли, сумку, чтобы произвести желаемый и точно рассчитанный эффект – это уровень познания. И это уже про имидж на 100%. На такое осознанно способны только эксперты, идеально понимающие аудиторию, на которую воздействуют: что и как влияет на неё, как добиться нужного эффекта и что не делать, дабы избежать ненужного впечатления.

Иногда мы такое делаем подсознательно, интуитивно, но на уровне познания мы разбираемся и действуем уверенно, с прогнозируемым результатом.

Здесь же и наши собственные манипуляции с собой. Про этот уровень у меня курс про архетипы*, где мы учимся с помощью одежды не только взаимодействовать с людьми, но и создавать свой собственный настрой. Сознательно давать себе поддержку определенными вещами. Не просто «я хорошо одета и чувствую себя отлично, поэтому всё получается», а «я надену именно этот пиджак в сочетании с этими вещами, чтобы никто не думал мне перечить».

Кстати, курс про рабоче-деловой гардероб** тоже об этом же, но угол зрения другой: важнее маркеры экспертности, выверенность уровня дороговизны и демонстрация профессионализма через образы.

Большинство стилистов, действующих из побуждения «чтобы все вокруг были красивы», почти на самой вершине гардеробной Маслоу, где мотивацией выступает эстетика. И мне кажется, что у российских женщин в принципе этот мотив очень силен, они как никто любят наряжаться и ухаживать за собой.

А где же мода? Мода возникает там, где появляется возможность показать себя и произвести впечатление на общество. А это значит, что должно существовать само общество, на которое производится впечатление, и доступ к самовыражению через одежду должен быть у многих людей, а не единично.

Ведь мода – это соревнование и по большому счету социальное излишество, возникающее от хорошей жизни. Она свидетельство того, что у людей есть время не только на удовлетворение жизненно-важных потребностей, но и желание, потребность самовыражаться через одежду. Просто потому что хочется, а не потому, что нужно. И это вершина гардеробной пирамиды Маслоу.

Что это значит? Это значит, что модной быть нет нужды каждой из нас. Это очень затратная история, как финансово, так и эмоционально. Нужно постоянно следить и быть в курсе, выделять время на актуализацию гардероба. И в этом есть смысл только тогда, когда это действительно интересно или этого требует профессия (хотя и здесь присутствует интерес, раз пошли в такую профессию).

Важно! Мы можем спускаться вниз, сознательно или когда у нас не хватает ресурсов, в том числе эмоциональных, чтобы находиться на привычном для нас уровне. В этом нет ничего страшного. Так бывает у всех. Это эволюционный процесс, за счет которого мы выживаем.

Большинство находится в гардеробной пирамиде на уровне физиологии-безопасности-социализации. Далеко не всем есть смысл переходить на уровень признание-познание, для этого нужно довольно много времени потратить на изучение темы, изучение себя и практику. И это делают те, у кого есть не только ресурсы (силы, время, деньги), но и объективная потребность, в результате удовлетворения которой остальные сферы тоже подтянутся повыше.

Как думаете, применима пирамида Маслоу к гардеробным делам? А вы на каком уровне по ощущениям? А на каком комфортнее всего? И где хотели бы?

*если вам интересен курс про архетипы, то вот ссылка на него. По ней прочитаете подробно про что курс и какой будет результат.

**подробности про курс, где занимаемся деловым гардеробом, найдете вот здесь. Напоминаю, что весь октябрь этот курс по скидкой 20%.