Найти тему
Фёдор Тенин

Покров: пыльный город у дороги. У него тоже есть своя история

Если вы когда-нибудь ездили во Владимир, то конечно же пересекали город Покров. Шоссе перерезает город надвое. Для местных жителей оно является постоянным источником головной боли, пыли и шума. Водители в свою очередь вынуждены стоять в пробках перед тремя покровскими светофорами. В общем-то там давно пора построить объездную дорогу, но её почему-то не строят. Для всех посетителей Покров остаётся пыльным городком возле дороги, в котором если и стоит остановиться, то только для того, чтобы на пару минут забежать в магазин. Никто ничего не знает о достопримечательностях города и его история никому не интересна. На самом деле Покров - исторический город с большим количеством дореволюционных зданий, с собственным колоритом, со своими местными знаменитостями и легендами.

-2

Начало городу положила Антониева Пустынь, предположительно основанная в XV веке. В то далёкое время, когда окончательно ушло в историю татаро-монгольское иго, многие православные христиане удалялись в дремучие леса и посвящали своё время молитве и тяжёлому труду. Вокруг одного подвижника собирались другие и таким образом рождалась монашеская община. Возле новых монастырей росли мирские слободы. На месте лесов появлялись пашни и крестьянские дворы. Так происходило освоение диких и негостеприимных земель, издавна служивших домом для наших предков.

-3

Покровская Антониева пустынь располагалась в низине возле реки Шитка, рядом с тем местом, где сейчас стоит храм Покрова Пресвятой Богородицы. Почему обитель носила такое название? Вероятно имя её основателя было Антоний, а может быть монастырь назвали в честь одного из святых Антониев. Теперь уж никто не знает точно. Известно, что в центре пустыни стояла деревянная Покровская церковь с престолом в честь апостола Симеона. Вокруг монастыря существовала слободка с домами настоятеля, пономаря, дьячка, некоторого количества служек и бобылей. В Смутное время польско-литовские интервенты дошли до обители и разорили её, попутно перебив некоторых жителей. Вскоре Антониева пустынь вместе с окружающей её слободой была восстановлена. В 1635-м году монастырь получил статус домового патриаршего. В 1654-м году в нём разразилось моровое поветрие и «многие умерли». В 1672-м году в обители произошёл пожар, в результате чего деревянный храм сгорел и был впоследствии заменён каменным. Ещё через семь лет подмонастырская слобода превратилась в патриаршее село Покровское. Упразднение монастыря в начале XVIII века никак не затронуло село, оно продолжило расти и богатеть. В сентябре 1778-го года указом императрицы Екатерины II село было преобразовано в уездный город Покров. Город стал центром обширного уезда, в который входили земли современных Петушинского, Киржачского, Кольчугинского районов Владимирской области, а также части Орехово-Зуевского и Шатурского районов Московской области.

-4

Покров стоял на Владимирском тракте, что благотворно сказывалось на благосостоянии его жителей. Среди них был необычайно высок процент представителей купеческого сословия. Некоторые из них владели торговыми лавками, другие держали трактиры и постоялые дворы. В Покрове останавливались все, кто направлялся дальше на восток - во Владимир, Нижний Новгород и более отдалённые губернии. Некоторые гости города были весьма именитыми особами, к примеру в местной гостинице по пути в свою родовую усадьбу в селе Большое Болдино неоднократно останавливался Александр Сергеевич Пушкин. Чуть раньше здесь побывал Александр Николаевич Радищев, отсидевший положенный срок за своё «Путешествие из Петербурга в Москву».

-5

В 1836-м году в Покрове появился храм Троицы Живоначальной, построенный на пожертвования купцов Прохора и Михаила Сарычевых. В 1870-м году этот храм стал главным городским собором. Вот так выглядит собор сейчас. Всё дело в том, что в пятидесятые годы прошлого века власти изрядно изуродовали здание в процессе перепрофилирования его в дом культуры. Были снесены подкупольные барабаны с колокольней, полностью перестроено внутреннее пространство.

-6

Расположенное по соседству кладбище было полностью разорено. Не пощадили даже могилы героев Отечественной войны 1812-го года.

-7

Сейчас лишь памятный крест хранит на себе память об истории этого места.

-8

Ради восстановления исторической справедливости собор необходимо восстановить в прежнем величии. Нужно вернуть его подлинный облик, заново построить колокольню и провести раскопки на месте кладбища - вполне возможно, что под землёй до сих пор сохранились осколки старинных надгробий.

-9

В заросшем сквере перед бывшим собором стоит самый странный памятник Ленину из всех, что я видел. Сама фигура Ленина куда-то отлучилась. Его имя и годы жизни небрежно написаны на постаменте обычным фломастером. Поверх оригинальных надписей гордо красуется серп и молот.

-10

Напротив поруганного храма стоит бывшее здание земского собрания - пожалуй, самое эффектное в городе. В интернете пишут, что его построили в 1840-м году, но это вряд ли соответствует действительности. Судя по виду здания, оно появилось в начале XX века. Сейчас в нём заседает администрация Покрова.

-11

Вокруг здания уцелели аутентичные решётки, ограда и ворота.

-12

И козырёк над входом тоже оригинальный.

-13

Рядом стоит деревянный домик с табличкой «флигель гимназии» и рустом по всем фасадам.

-14

Красиво. По другую сторону дороги я нашёл ещё один деревянный дом с рустом, но снять его не удалось. Рядом бушевал пьяный люмпен в неадекватном состоянии. В тот момент я не хотел пререкаться с ним, в случае если бы ему не понравилось, что я его фотографирую. Да и вообще не хотелось с ним общаться.

-15

В истории города есть печальная, но очень важная страница. Многие годы, по Владимирскому тракту мимо Покрова проходили вереницы измождённых людей, закованных в кандалы. Для них в городе была построена пересыльная тюрьма. Для многих тысяч несчастных Покров был одной из начальных точек тяжёлого путешествия в Сибирь. Были среди них обычные воры, убийцы, разбойники и прочие преступники, были и участники крестьянских восстаний, декабристы и другие противники царской власти. Среди арестантов считалось, что путь до каторги был тяжелей самой каторги и что самое печальное - время в пути не шло в общий зачёт срока. А время это было весьма продолжительным, к примеру до Нерчинских рудников заключённые порой шли около двух лет. Не сказать, чтобы русский народ испытывал особую нежность по отношению к преступникам, но жители городков и деревень возле Владимирского тракта, видя страдания этих людей, старались по мере возможностей облегчить их участь. Среди жителей таких мест существовал странный обычай давать новорождённому имя в честь осуждённого, шедшего первым в очередной партии каторжан. Считалось, что это принесёт ребёнку удачу.

-16

На главной улице, по которой шли арестанты, очень много заброшенных и просто неказистых домов. Если бы я был суеверен, то решил бы, что тяжесть людских страданий наложила на это место проклятие.

-17

Но, вероятно, всё дело в том, что людям не нравится жить рядом с круглосуточной вонью автомобильного потока. А те, кто вынужден остаться рядом с шоссе, просто долго не живут.

-18

Во второй половине XIX века закованные в цепи арестанты исчезли с Владимирского тракта. Отныне их возили к местам заключения на поездах. Но ещё долго из уст в уста передавались в народе предания о страшной дороге в Сибирь.

-19

Тюремная история Владимирского тракта - отдельная интересная тема, для которой не хватит места в этой статье. Просто почитайте об этом хотя бы в интернете, а лучше - в воспоминаниях современников.

-20

Среди горожан добрую память о себе оставил городской голова Фёдор Николаевич Колчин, вступивший в должность в 1903-м году. Со своими обязанностями он справлялся хорошо. Если воровал, то в меру, а может и вовсе ничего себе не брал. Колчин способствовал проведению уличного освещения в городе. При нём вековую грязь сменили булыжные мостовые. Он учредил пожарную станцию и на свои деньги приобрёл для неё оборудование. В собственном доме организовал литературно-драматический кружок. Именно по инициативе Колчина были выстроены самые знаковые здания города.

-21

Таковым является, к примеру, здание женской гимназии. Мужская гимназия выглядит даже более эффектно, но в этот раз я до неё не дошёл.

-22

В бюджет, необходимый для строительства Покровской больницы, Колчин вносил деньги из личных сбережений.

-23

Хорошая получилась больница. После развала Советского Союза она некоторое время пребывала в заброшенном виде, но к счастью возродилась в виде поликлиники.

-24

Говорят, что во время ремонта больницы некоторые подлинные детали интерьера были сохранены и даже помещены под стекло. Не могу сказать правда это или нет, ведь я никогда в неё не заходил.

-25

До революции, насколько я знаю, это здание было реальным училищем.

-26

Это была школа, построенная на деньги некоего крестьянина. Да, некоторые люди могли обладать немалым капиталом, но продолжали именоваться крестьянами просто потому, что им было невыгодно переходить в иное сословие. Сейчас в здании располагается детская библиотека.

-27

До революции Покров был небольшим преуспевающим городком. С приходом к власти большевиков Покровский уезд был расформирован и город постепенно стал увядать. Количество жителей понемногу сокращалось, предприятий осталось всего два. В шестидесятые годы начался новый экономический подъём, вызвавший приток рабочей силы. Население снова росло.

-28

В Советском Союзе существовала практика выселения неблагонадёжных лиц за 101-й километр от Москвы и некоторых других городов. Собственно, подобная мера наказания существовала и при царе, в этом не было ничего нового. Покров вместе с расположенными неподалёку Петушками принял многих людей, по разным причинам высланных из Москвы. Среди них были алкоголики, проститутки, бродяги, бывшие зеки, цыгане, диссиденты, безработные граждане и психически нездоровые люди. Таким образом население Покрова увеличивалось не только за счёт людей, приезжавших работать на новых предприятиях, но и по причине притока высланных за 101-й километр. Вероятно эта мера и впрямь улучшила атмосферу в столице, во всяком случае многие пожилые москвичи до сих пор тоскуют по Москве времён социализма, но на пролетарские городки Владимирской области столь массовый приток разношёрстного и порой крайне антисоциального контингента оказал самое губительное воздействие. До сих пор, спустя десятилетия, в Петушках, Костерево, Лакинске и даже Покрове ещё чувствуется гнетущий дух того самого 101-го километра. Чтобы его ощутить, достаточно просто проехаться на электричке Москва-Петушки, воспетой Венедиктом Ерофеевым.

-29

Тем не менее, некоторые люди, которым не дозволялось селиться в Москве, были весьма достойными членами общества. Во время прогулки по городу я обнаружил на карте местное кладбище, на территории которого был отмечен единственный маркер - могила Сергея Иосифовича Фуделя. Я понятия не имел, кем был этот человек. Пришлось первым делом лезть в википедию. Оказывается Фудель был писателем, богословом и философом. Вся его жизнь выглядела, как нескончаемая череда испытаний. В перерывах между тремя ссылками, он с семьёй часто переезжал и работал во многих местах, попутно занимаясь литературной деятельностью. Религиозная направленность творчества Фуделя делала невозможной публикацию его книг в Советском Союзе. В Покрове он жил с 1962-го года. Здесь же и был похоронен после смерти от заболевания лимфатических узлов. Его могилу я не нашёл. Оказалось, что несколько лет назад Фуделя перезахоронили на территории Покровской церкви, в которой он служил псаломщиком.

-30

Покровское кладбище по своему интересно. Старинных надгробий и памятников на нём осталось мало, да и те что есть в основном заброшены и повалены. Самой необычной особенностью кладбища является обилие цыганских надгробий совершенно невообразимых размеров. На главной аллее стоят целые ряды толстых прямоугольников высотой по три метра с изображениями смуглых улыбающихся людей. Цыган немало и в самом Покрове, и неподалёку - в деревне Глубоково. Вероятно, они живут в этих местах со времён указа «Об оседлости цыган» 1956-го года.

-31

Советский Покров по большей части уныл и представлен типичными для этой части Владимирской области домами из силикатного кирпича.

-32

Хотя есть в городе несколько интересных точек притяжения, созданных в советские времена. Одной из них является детская школа искусств.

-33

Её украшают панно, выполненные в технике сграффито.

-34

Практически советская версия Богородицы. Не хватает только собственно платка-покрова.

-35
Школа искусств находится по адресу: улица Третьего интернационала, 39.
-36

Торец одного из зданий на Пролетарской улице украшен мозаичной рекламой договоров страхования.

Адрес: Пролетарская улица, 1.
-37

Напротив сохранилась советская вывеска аптеки №20.

-38

Главное здание местного пищевого комбината представляет из себя целую россыпь разнообразных барельефов и мозаик.

-39
Адрес: улица Ленина, 45.
-40

Ещё одна мозаика понемногу осыпается на окраине.

Адрес: Октябрьская улица, 113б.

В следующих публикациях я подробнее расскажу о советском искусстве на улицах Покрова, а также покажу советские мозаики в посёлках Введенский и Вольгинский.