Найти в Дзене
Музей А.С. Пушкина

«Ба! Знакомые все лица!»

В музее-заповеднике «Михайловское» открылась выставка из собрания Государственного музея А.С. Пушкина «Ба! Знакомые все лица!» Загадки псковского альбома 1820-х годов». История этого большого и во всех смыслах загадочного проекта началась в 1996 году, когда Государственный музей А. С. Пушкина приобрел альбом рисунков в темном коленкоровом переплете с тисненной золотом дореволюционной надписью «г. Воронеж в 30-х годах XIX столетия». В нижнем углу обложки стоит фамилия «Лодыгин», обозначающая то ли владельца, то ли автора рисунков, который, к сожалению, не оставил автографа. Не существует никаких письменных свидетельств пребывания Пушкина в Воронеже, и альбом из 39 акварельных листов был куплен ради одного единственного изображения – портрета генерал-майора Ивана Александровича Набокова, участника Отечественной войны 1812 года и заграничных походов. В период михайловской ссылки поэта в 1824–1826 годах он командовал 3-й пехотной дивизией, штаб которой стоял в Пскове. Иван Александрович б

В музее-заповеднике «Михайловское» открылась выставка из собрания Государственного музея А.С. Пушкина «Ба! Знакомые все лица!» Загадки псковского альбома 1820-х годов».

История этого большого и во всех смыслах загадочного проекта началась в 1996 году, когда Государственный музей А. С. Пушкина приобрел альбом рисунков в темном коленкоровом переплете с тисненной золотом дореволюционной надписью «г. Воронеж в 30-х годах XIX столетия». В нижнем углу обложки стоит фамилия «Лодыгин», обозначающая то ли владельца, то ли автора рисунков, который, к сожалению, не оставил автографа.

-2

Не существует никаких письменных свидетельств пребывания Пушкина в Воронеже, и альбом из 39 акварельных листов был куплен ради одного единственного изображения – портрета генерал-майора Ивана Александровича Набокова, участника Отечественной войны 1812 года и заграничных походов. В период михайловской ссылки поэта в 1824–1826 годах он командовал 3-й пехотной дивизией, штаб которой стоял в Пскове. Иван Александрович был женат на родной сестре Ивана Пущина, лицейского друга Пушкина, а потому опальный поэт был желанным гостем в псковском доме генерала.

Все остальные герои альбома – военные, чиновники, инженеры, врачи, считавшиеся поначалу жителями Воронежа, очевидно не могли иметь к А.С. Пушкину никакого отношения. Однако в ходе по-настоящему детективного расследования, а на деле – долгой и кропотливой научно-исследовательской работы, которую провели историк и руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский и старший научный сотрудник ГМП Лидия Карнаухова, выяснилось, что в остроумных шаржах и юмористических скетчах неизвестного художника представлены вовсе не воронежцы 1830-х, а псковичи 1820-х годов. А это значит, что с каждым из них поэт мог быть знаком или по крайней мере встречался во время своих неоднократных посещений губернской столицы.

-3

Больше половины персонажей «воронежского», а теперь уже «псковского» альбома вновь обрели имена, биографии и после того, как выставка была представлена в Москве, а затем в подмосковной усадьбе князей Вяземских «Остафьево», наконец-то прибыли «с визитом» на свою родную землю.

На торжественном вернисаже в музее-заповеднике «Михайловское» директор ГМП Евгений Богатырев рассказал о давней дружбе московского музея с Пушкинским заповедником, а также о том, что эта экспозиция открывает серию особых событий, приуроченных к грядущему 225-летию поэта. Директор «Михайловского» Георгий Василевич заметил, что открытия, подобные тому, что сделали Александр Кибовский и Лидия Карнаухова, достойны стать сценарием приключенческого фильма или большого авантюрного романа. А сам Александр Кибовский, на чьем счету – около 800 атрибутированных портретов, подробно и в красках поведал о том, как «воронежцы поневоле» вновь стали «псковичами», на чьи изображения стоит обратить особое внимание, как альбом попал на юг России и почему среди 39 шаржей нет изображения псковского губернатора Бориса Адеркаса. Оказывается, именно Борис Антонович Адеркас и был заказчиком этих забавных шаржей, но, скорее всего, большой охотник шутить над другими, взглянуть на себя глазами остроумного рисовальщика он так и не решился. В 1826 году Адеркас был переведен из Пскова в Воронеж, где в 1831-м умер от холеры. Так его альбом и стал «воронежским», чтобы вновь вернуться домой лишь через 200 лет.

Выставка «Ба! Знакомые все лица!» открыта в музее-заповеднике «Михайловское» до 1 октября.

-4
-5
-6
-7

#Пушкин #михайловское #государственныймузейпушкина #история #псков #литература #музеи #выставки