К тому же праздничные расписные донца уходили в прошлое, устаревали и традиционные сюжеты со сценами из жизни купечества, катания в каретах, прогулками и застольями постепенно теряли свою связь с крестьянскими представлениями о счастье и образом жизни. Многие талантливые мастера ушли заниматься сельским хозяйством, и лишь некоторые расписывали прялочные донца по заказам музеев.
В 1935 году в ее старинный центр Косково прибыл художник Иван Иванович Овешков. Ему поручили организовать при промколхозе имени С.М. Кирова, куда входила эта деревня, художественную мастерскую и привлечь в неё местных живописцев.
Овешков поселился в доме Игнатия Лебедева. Здесь же начала свою историю и общественная мастерская, куда вошли сам Игнатий Клементьевич, его сын Конон, Фёдор Семёнович Краснояров и Павел Дмитриевич Колесов. Игнатий Андреевич Мазин в это время у себя дома красил и расписывал с сыном Леонидом детские стульчики и каталки, которые ему привозили из Савина.
Овешков руководил работой мастеров, наблюдал, изучал характерные мотивы, способности каждого из них. Иван Иванович поставил перед ними непростую задачу: предложил работать на бумаге, которая оказалась совершенно новым, непривычным для мастеров материалом. Но освоение рисования на бумаге оказалось делом полезным. Оно сокращало заботы о заготовке большого количества полуфабриката, позволяло смелее работать над сочинением новых рисунков и их вариантами. Бумагу мастера грунтовали клеевыми красками, составляя одновременно и нужный колер фона, теми же красками выполняли роспись. Готовую работу покрывали олифой. Такая техника была весьма близкой к традиционной окраске и росписи донец. Привычные мотивы при этом дополнялись и «новинками».
Овешков занимался поиском нового, необходимого для сохранения промысла ассортимента городецких расписных изделий. Под его руководством в мастерской разработали берестяные бураки, шкатулки, настенные шкафчики для посуды, детские столярные стульчики, складные ширмы. К сожалению, почти все эти ценные идеи в те годы оказались не осуществимы в производстве. В огромных по тем временам столярных мастерских изготовлялись самые обычные хозяйственные столы, шкафы, табуреты, тумбочки. Мебель окрашивалась «под дуб», «под орех» и увозилась на лошадях в г.Горький, где хорошо раскупалась населением.
Значение мастерской недооценивали. Поэтому искреннее стремление помочь живописцам не принесло желаемых результатов.
И.И. Овешков прожил в колхозе до глубокой осени. Писал художников за работой, улицу в деревне Косково, дом с резьбой М.С. Красноярова, пейзажи на реке узоле. Уезжая, он увёз все работы городецких мастеров в г. Загорск. Как стало потом известно, в 1941 году, когда фашисты были под Москвой, он закопал все эти работы в землю, чтобы они не попали в руки врагам. Вскоре он умер, и первые экспериментальные работы косовской мастерской пропали.
Всё, да не всё. Кое-что для нас сохранила Татьяна Маврина. Большая ей благодарность за сохранение и развитие народных художественных промыслов.
Вот такая сказочная история.
Ждём вас на выставке!