В последнее время все больше родителей задаются вопросом: "Как же привить моему ребенку любовь к чтению?"
Все больше детей сейчас сидят за играми в гаджетах, нежели за книгами. Помните наше счастливое детство без них?
Лично я практически не вылезал из книг, они открывали мне совершенно новый мир, который был намного лучше мультипликационного. Но действительно ли появление гаджетов так сильно влияет на чтение книг?
Отчасти да, но лишь отчасти.
Я убежден, в том, что для того, чтобы уроки литературы приносили детям удовольствие, нужно отойти от шаблонного преподавания. К сожалению, в обычных школах урок литературы воспринимается как «урок, на котором нечего делать». Учителя постоянно заставляют пересказывать и читать прямо на уроке, что по моему мнению не совсем эффективно в преподавании среднего и старшего звена. Подобное преподавание лично у меня отбило всякий интерес к классической литературе на многие годы и пришел я к ее чтению лишь в середине обучения в университете. Когда я стал преподавать литературу, то сразу сказал себе, что я не стану давать материал так, как его преподносили мне.
К сожалению, в наше время мы можем наблюдать печальную тенденцию, а именно то, что школьники все меньше и меньше читают художественную литературу. Масштабное онлайн-исследование по теме детского внеклассного чтения провел интернет-магазин «Лабиринт». В опросе приняли участие 738 специалистов образовательных учреждений и родители 3 856 школьников из 13 регионов Российской Федерации.
Целью исследования было выяснить, насколько велика мотивация у школьников к чтению, каковы количественные и качественные показатели внеклассного чтения в нашей стране.
Были взяты 3 группы: 6-10 лет, 11-15 лет и 15-17 лет.
30% школьников 6-10 лет читают 1-2 часа в неделю, 29,8% посвящают чтению 3-4 часа. 41% школьников указанного возраста прочитывают 1-2 книги в месяц, у 37,8% количество книг в месяц возрастает до 3-5. Более 10 книг читают за месяц только 5% младшеклассников.
Школьники 11-14 лет читают 1-2 часа в неделю в 28,8% случаев. 24,6% учеников открывают книги на 3-4 часа. Больше, чем 8 часов в неделю чтению уделяют внимание 11,6% детей среднего школьного возраста.
У детей старшего школьного возраста, 15-17 лет, картина чтения такова: 1-2 часа в неделю читают 18,9% учеников, 3-4 часа - 21,7%, 5-6 часов посвящают книгам 17,5% подростков, 7-8 часов в неделю - 18,4%
Отсюда мы можем сделать вывод, что чем дети старше, тем меньше они читают. А ведь были взяты всего 3 с лишним тысячи детей. Если рассматривать все это в масштабах страны, то процент будет намного меньше.
Когда я начал преподавать в школе, то основным запросом родителей было сделать так, чтобы ребенок читал. И к концу учебного года, приблизительно 85% моих учеников начали читать книги, а один класс даже выпустил свою.
Что же такого «волшебного» я сделал, чтобы влюбить их в литературу?
Во-первых, как бы банально это не звучало, я начал с ними разговаривать. А именно заниматься обсуждением произведений, которые мы проходим на уроках. Но, не с точки зрения обычного учителя литературы: «Если я сказал, что герой плохой, значит он плохой», а с точки зрения учителя, которому интересно мнение ученика. Да, оно может отличаться от моего. Какие-то произведения моим ученикам не нравятся, однако я всегда прошу их аргументировать свое мнение. Да, они могут считать «Дубровского» Пушкина непонятным и скучным произведением. Это их мнение, и это нормально. Однако отсюда уже возникает второй способ: вызвать интерес объяснением произведения на их языке.
Заинтересованность литературой (если мы говорим о классической) ребенка состоит в том, КАК ее преподносят в школе. Фразы из разряда: «Троекуров плохой, а вот Дубровский, это пример….» нет. Так не сработает.
Как же лично я вызвал дикий интерес к этому произведению?
Я встал посреди класса и сказал: «Ребят, эти двое поссорились из-за какой-то мелочи. Один крепостной оскорбил другого и вылилось это все в экшен с сожжением особняка и переодеваниями в учителя французского».
На следующий урок я получил 100% прочтение всего произведения. Детей нынешнего поколения не возьмешь фразами: «Нужно брать пример с такого-то героя, так как его поступки были благородны». Нынешних детей легче взять фразами: «Слушай, там ТАКОЕ было. Барыня одна из-за того, что ее раздражал лай собаки заставила беднягу Герасима ее утопить. Давайте разберем, почему она так сделала?» Нужно уметь преподносить произведения классиков на языке 21 века, а не 18.
Читайте сами и делитесь с детьми. Как бы банально не звучало, но несколько учеников нашей школы начали читать только после того, как я попросил начать читать их родителей. Не электронные книги, а именно обычные. Но мало читать, обсуждайте с детьми. Даже если это произведение им не по возрасту, они поймут, как много крутого можно почерпнуть в чтении. Недавно я вызвал интерес у 6 класса к произведению Иоганна Гете «Фауст». Я сам его читал и на уроке ребята спросили о книге, которая лежала на моем столе. Я им вкратце рассказал о том, что демон Мефистофель заключил сделку с Фаустом. И я сейчас на моменте, где он женился на молодой… ну очень молодой девушке, которая попала в тюрьму и отказалась от помощи демона, погибнув вместе с ребенком. Фауста они читать не начали, но стали охотно делиться тем, что прочли в своих книгах. Если вернуться к статистическому исследованию, то согласно результатам недавнего опроса ВЦИОМ, за последние полгода почти половина россиян (44%) прочитали не больше пяти книг за год, а почти треть опрошенных (30%) не прочитали ни одной. Задумайтесь.
Позвольте детям читать то, что они хотят. Не наседайте с Булгаковым, Гоголем и Пушкиным. Пусть дети читают то, что им интересно, будь то «Чернильное сердце» или «Дом странных детей». Не осуждайте их за то, что они читают что-то отличное от ваших взглядов. К классике они однозначно вернуться во взрослом возрасте, да и в школьной программе ее хватает сполна. Позвольте им сформировать собственный вкус к чтению. Однажды я дал необычное домашнее задание задание: «Принесите и расскажите о той книге, которую вы читаете или хотите прочесть».
На что получил вопрос: «Артур Эмилевич, а если книга…ну не совсем классика?».
Я сказал, что в этом нет ничего страшного, так как мне интересно то, что интересно им. Да, ребята принесли китайскую новеллу «Благословение небожителей», некоторые принесли мангу. Не страшно. Главное, что они читают и у них в руках книга, а не смартфон.
В нашей Aurora Gymnasium запрещено использование гаджетов в учебное время. И они в свободное время стали сидеть не в них, а в….. книгах! Потому что им стало интересно узнать мое мнение о том, что они читают. А ведь чтобы сформировать собственное мнение, нужно…ЧИТАТЬ! Придите с ребенком в библиотеку или книжный магазин, дайте ему корзину в руки и позвольте положить в нее все, что он захочет. Ведь первая задача – побуждение любви к чтению и развитие их собственного вкуса, не считайте ерундой то, что он может туда положить.
Предлагая ребенку читать откажитесь от фраз:
Неубедительно:
Эту книгу вам задали в школе
Эту книгу мы давно не читали
Тебе обязательно нужно прочесть эту книгу
Эту книгу рекомендовал продавец книжного
Эта книга нравится всем
Более серьёзными с точки зрения ребенка будут доводы:
Эта книга мне самому очень дорога, я хочу ей с тобой поделиться
Это книга автора, которого ты уже хвалил
Это книга про то, что ты любишь
Эта книга попала к нам домой магическим образом
Это любимая книга актрисы из фильма, который тебе нравится
Правильная подача станет отличным подспорьем к побуждению у ребенка желания к чтению. Помимо этого, подобные словесные техники помогут вам сблизиться.
Говорите с ребенком о пользе литературы. Есть одна цитата, которая появившись в моем классе сразу стала пользоваться любовью у ребят: „Мир прекрасно обошелся бы без литературы; еще лучше он обошелся бы без человека.“ — Жан-Поль Сартр
На своих уроках мы часто с ребятами обсуждаем пользу литературы. Говорим о том, что она развивает грамотность, речь, умение нестандартно мыслить, что очень важно в наше время для того, чтобы стать успешным человеком. О том, что лучше учиться на опыте героев произведения и их ошибках, чтобы подобных не допускать в жизни. Уже сейчас, ребята в нашей школе спокойно говорят о том, что им была близка ситуация с Леной Бессольцевой из «Чучела», они чуть не плакали над этим произведениям и не понимали поначалу поступков Димы Сомова.
Чем больше вы говорите с ними о литературе, о собственном опыте, тем больше им захочется читать, чтобы перенять его.
Хвалите и поощряйте
Для современных гиперактивных детей чтение настоящая мука. Малышу проще и быстрее посмотреть видео, чем прочитать рассказ. Всегда хвалите его, видя, что в руках у ребенка книга, спрашивайте о впечатлениях, советуйте литературу.
Дайте шанс ребенку попробовать себя в роли писателя. В нашей школе есть отдельный урок: «проектная деятельность», на котором ребята реализуют проекты по тому или иному предмету. Этот урок помогает не только в повышении интереса ребенка к предмету, его углубленному изучению, но и открывает совершенно новые грани личности и талантов наших учеников. На "ПД" по литературе, ученики 3 класса попробывали себя в роли писателей. Мы изучили все нюансы издания книги: от выбора издательства, до значимости авторских прав и терминов: «корректура, редактура, верстка». Все эти шаги они прошли самостоятельно и издали свою собственную книгу!
Видя заметный успех, ученики среднего звена тоже загорелись этим и захотели пройти все те же этапы. Конечно, оказались такие, кто не нашел вдохновения в этом, но это не страшно. Дайте ребенку шанс попробовать себя в роли писателя. Если он этим загорится – напечатайте его первую книгу. Я помню свои эмоции, когда только издал свою, держал в руках свой собственный труд. Это непередаваемое ощущение.
Завершить эту статью я хочу процитировав Рудольфа Уолдо Эмерсона: „Человек сделан из книг, которые он читает.“
Любите литературу, вдохновляйте детей!