Найти тему
PROG ISLAND

Prog Island: Планета GONG, часть 4 - "Gazeuse!" (1976)

GONG - "Gazeuse!" (1976)

Songs/Tracks Listing: 1. Expresso (5:58); 2. Night Illusion (3:42); 3. Percolations, Part 1 + Part 2 (10:00); 4. Shadows Of (7:48); 5. Esnuria (8:00); 6. Mireille (4:10)
Total Time: 39:38

Line-up/Musicians: Didier Malherbe - tenor sax, flute (5)/Francis Moze - fretless bass, acoustic & electric pianos (6), gong (3)/Pierre Moerlen - drums, glockenspiel & vibes (3), marimba & timpani (3)/Mireille Bauer - marimba (1,3,5), vibraphone (1,2,4), glockenspiel (5), tom toms (3)/Benoit Moerlen - vibraphone (1-5)

With: Allan Holdsworth - pedal steel (3), electric & acoustic guitars, violin/Mino Cinelu - congas (1,4,5), gong (2,4), cuica, triangle, maracas (3), talking drum, temple blocks (4)

Продолжаем исследовать Планету ГОНГ...часть 4...Кто пропустил, можно (и НУЖНО) ознакомиться - часть 1 - часть 2 - часть 3

«Виртуозы не служат музыке; они заставляют ее служить себе»- Жан Кокто.

Что такое виртуозность в музыке? Что такое совершенная исполнительская техника? Эти два вопроса взаимосвязаны и ответ на них может быть только общим. Сегодня как раз время говорить об этом. Я не буду утруждать читателя перечислением необходимых во время обучения музыке технических ступеней, которые музыкант обязан пройти, я не буду перечислять необходимые формы технического совершенствования, без отработки которых до автоматизма невозможно исполнение той или иной пьесы, я не буду напоминать о необходимости ежедневного технического совершенствования, являющегося основой исполнительства. Большинству из слушателей кажется, что легкая беглость пальцев — это безделица, но любой, взявший в руки инструмент, моментально поймет всю трудность овладения им в совершенстве. А потому, услышав виртуозное исполнение, да еще дополненное техничными импровизациями, не забывайте о годах трудной учебы и становления музыканта, который радует вас совершенной игрой.

… и GONG СТАЛ ВИРТУОЗНЫМ !
Кто бы мог подумать, что кислотно-космические идеи Daevid Allen с конца 60-х к 1976 году трансформируются до неузнаваемости. Высказав все,что хотелось и поняв необратимость изменения стилистического курса группы, ее лидеры Daevid Allen и Gilli Smyth покинули свое детище после выхода альбома «You»,занявшись более интересными им проектами ( о них, конечно, не сейчас). Но Gong не распался, не пошел в сторону поп-музыки, как это случалось со многими ансамблями, а начал постепенно трансформироваться в профессиональный музыкальный коллектив, ставящий во главу угла, прежде всего, саму музыку, а не бредовую сказочную легенду. Альбом «Shamal»,записанный в конце 1975 года и выпущенный в феврале 1976, показал уже совершенно иное лицо группы, которая в обновленном составе сумела провести четкую грань между вокальной и инструментальной частями и между формой и ее техническим выражением. Этот альбом многие считают совершенным, но ведь тенденция Gong к непостоянству так сильна, что повторения уж не будет никогда. Последующая вслед за этим очередная ротация состава повела еще дальше устремления группы и они были направлены только в область виртуозного исполнительства. Pierre Moerlen, бывший сначала на вторых ролях, после ухода гитариста Steve Hillage, не желающего брать на себя роль лидера, постепенно начал реформирование ансамбля. Из психоделической сферы группа уходит окончательно и становится инструментальной с ярко выраженным джаз-фьюжн уклоном. Из основателей группы остается лишь Didier Malherbe,но и тот теперь выступает лишь эпизодически, а тембральный акцент смещается в сторону невообразимого разнообразия ударных, подкрепленных блестящим виртуозом палочек , вибрафонистом и братом лидера Benoit Moerlen. В группе теперь не было клавишника и роль гармонической основы полностью легла на его палочки (это, надо признать, было очень удачной находкой). Бывший участник Magma, виртуоз бас-гитары Francis Moze органично вошел в понятие нового мышления, скрашивая глиссандирующими звуками своего безладового 5-струнного Fender, ошеломительную безудержность ритмики. Но главная замена была, все-таки, в лице гитариста с мировым именем Allan Holdsworth, который до этого записывался с Soft Machine. Его профессионализм позволял не только выступать как полноправному солисту, но и как композитору, идеально чувствовавшему общую тенденцию развития мировой джаз-роковой сцены. Его пассажи всегда точны, а в соло нет ни единой лишней ноты, а про его врожденное чувство ансамблевой игры и говорить не проходится. Итак: интересный же состав-то получился с упором на трех перкуссионистов, пожалуй, что аналогов ему в то время не было нигде. Такой умопомрачительный состав просто не мог играть тривиальную музыку, не мог делать каверы на чужие произведения, не мог не показать себя не только с блестящей исполнительской стороны, но и как оригинальный композиторский тандем Pierre Moerlen и Allan Holdsworth, приправленный изумительным чувством лиризма Francis Moze. А потому альбом «Gazeuse!», вышедший в конце 1976 года просто не мог остаться незамеченным. Отношение к нему моментально стало разнополярным: от полного восторга до категоричной неприемлемости. Я не буду здесь приводить доводы его противников, считающих, что Gong закончился с уходом Daevid Allen ( у каждого, конечно, должно быть личное мнение), но лишь напомню, что тенденцию развития и видоизменения в музыке еще никто не отменял. Мне как раз и интересно то,что экспериментально, необычно и, конечно, совершенно с точки зрения технического исполнительства ( не зря ж мной столько гамм, арпеджио и этюдов было выучено), а значит нужно дать слово самой музыке- она феерична!

ПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА КАЖДЫЙ ПАССАЖ.
1.»Expresso» (Pierre Moerlen). С первых тактов полное погружение в волшебно-хрустальный тембр перкуссии, аккомпанирующих гитарным изыскам Allan Holdsworth. Дополняющий саксофон Didier Malherbe органичен и скромен. Пьеса идеальна для начала альбома, показывает потенциал музыкантов, владеющих инструментами в совершенстве.
2.»Night Illusion» (Allan Holdsworth). Ночная иллюзия,как и следует из названия, после жесткого рокового вступления звучит тема, построенная на больших интервалах. Импровизация совершенна и фривольна,а трио ударных создает умопомрачительный аккомпанимент.
3.»Percolations, Part 1 + Part 2» (Pierre Moerlen).Пожалуй, самая интересная и разнохарактерная пьеса не только первой стороны, но и всего альбома. Волшебный сказочный дуэт перкуссии,переходящий в трио, сначала нам рисует арпеджированный образ водного царства,переходящего в бурный экспрессивный поток ритмов. Соло Pierre Moerlen-это не просто показ технической виртуозности, а настоящий полноценный образ бушующего потока. Хотелось бы провести аналогию с другим похожим произведением, но ничего подобного на память не приходит. Эта пьеса-настоящее руководство по игре на ударных, где музыкальный образ довлеет над совершенной исполнительской техникой.
4.»Shadows Of» (Allan Holdsworth). Автор интерпретировал здесь свою тему «Velvet Darkness» из одноименного своего первого сольного альбома. Сложная мелодико-гармоническая тема расчленяется на импровизационные составляющие, чтоб в итоге трансформироваться в одухотворенно-возвышенный образ, завершением которого является вторая часть с соло на флейте и акустической гитаре.
5.»Esnuria» (Pierre Moerlen). Самая латиноамериканская в своей ритмической основе пьеса создает легкий образ,являясь самым ярким пятном всего альбома.Трио ударных плетут безукоризненные ритмические кружева для соло саксофона. И в очередной раз хочется отметить совершенную партию бас-гитары.
6.»Mireille» (Francis Moze).Звуковой портрет Мирей является мягким завершением альбома. Лирический дуэт автора Francis Moze на электропиано и акустической гитары Allan Holdsworth как бы дает успокоиться слушателю после нескончаемого потока ритмических изысков. завершающая лирическая кода растворяется в дрожащем воздухе, улетая ввысь.

А ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ ?
А дальше будет продолжение этой великолепной музыкальной истории. Состав группы, как уж водится будет меняться неоднократно, но неутомимый Pierre Moerlen будет неукоснительно выдерживать курс на совершенное музыкальное исполнительство в рамках, очерченных в этом альбоме. После ухода основателя Gong Didier Malherbe группа станет называться Pierre Moerlen,s Gong и выпустит до 1980 года еще три совершенные альбома. Они могут стать украшением коллекции любого ценителя джаз-рока. Да и далее группа регулярно выступала и записывалась. В 1990 годах с участием Pierre Moerlen была образована Gongzilla, заслуживающая отдельной статьи. Но история эта внезапно закончилась 3 мая 2005 года. Прекрасный музыкант, аранжировщик и композитор Pierre Moerlen внезапно скончался: ему было 53 года.

(c) Вадим Соседко, 2022