Что есть личность? С тех пор, как человек начал на рациональной основе всматриваться в себя самого, этот вопрос будоражит его душу. В личности как когнитивном аналоге себя самого человек ищет понимания человеческого в себе, своего существенного.
Личность в философско-психологическом прочтении есть человек как субъект отношений и деятельности. Со стороны психологии личность есть некая «устойчивая система социально значимых черт, характеризующая индивида как члена того или иного общества или общности» [6, с. 454]. Именно так – по преимуществу – трактуется личность в современных философско-психологических и психологических работах.
Субъект и система черт – этими психолого-логическими формами общего выявляется в современной науке существенное в понятии личности.
Личность есть то, что осознает себя и в соответствии со своим видением мира взаимодействует с окружающим. Взаимодействует, выделяя себя из окружающего и творя свой мир, мир своих реализованных намерений, интенций.
Личность есть то, что творит свою картину бытия и утверждает ее в своей деятельности (личности свойственна направленность на некое).
Личность есть то, что являет себя в виде индивидуально очерченных отношеннических реакций и интенций в действительности.
Личность есть уникальное со стороны явления в ней и ее поведении социально значимых черт (особенностей поведения и реакций индивида на происходящее в нем и окружающем).
Личность есть то, что обладает устойчивой индивидуальностью в осуществлении своей субъектной деятельностью в обществе или общности. Однажды личность фиксирует сформированное в себе под влиянием внешнего и собственных интенций и никогда впоследствии не оставляет себя самое, постоянно раздвигая границы своей социальной самости.
Личность есть нечто внутренне собранное (система), обладает (иерархическим) строем (структурой) и в этом единое, уникальное и устойчивое в своих социальных проявлениях.
Личность есть обретаемое индивидом в процессе его взаимодействия с себе подобными и социумом в целом.
Реалия личности (ее субъектность, деятельностная активность, постоянство, уникальность) постигается на основе естественнонаучного подхода (Р. Кеттел и др.). Внутреннее и внешнее личности – в их существенном – в рамках обозначенного поддается психометрическому инструментарию. Та или иная теория личности таковой и становится, если предмет ее описывается на основе данных стандартизированных измерений.
Идеографический подход категорически вытесняется из психологических исследований личности.
Полагаем, приведенное нами есть квинтэссенция осуществленного в психологии последних двух столетий по проблеме личности, разумеется, в редуцированном виде. Резко отличающееся от представленного о личности, если и развертывается в воззрениях современных ученых (отечественных и зарубежных), трактуется как периферийное, не значимое для науки и практики.
Заметим как важное (в контексте нашего прочтения проблемы) и то, что сформулированное о личности и методологии ее познания строго соотносится с господствующими ценностно-гносеологическими установками современного социума (рационалистическими, прагматико-позитивистскими, потребительско-собственническими).
С нашей точки зрения, трактовка личности в ее современном прочтении (прочтении современной психологией) весьма уязвима. Развернем свою мысль и попытаемся наметить ориентир корректного осмысления искомой категории.
Уязвимость в осмыслении категории личности связана с двумя реалиями. Первая из них – опора в описании личности на ее феноменологию (проявления ее во внутреннем и внешнем, обусловленность ее внутренним и внешним). Вторая – избрание в качестве единственного основания личности ее биосоциальной природы. Обе эти реалии во взаимосвязи друг с другом сосредоточивают внимание познающего на периферийном в личности и уводят его от удержания в ней ее существенного.
Все вышеприведенное открывает лишь периферию личности – ее проявления, обусловленные внутренним и внешним для нее (типичное поведение личности, и не более того). ...
Предположим, к примеру, что измерению в логике современных методик выявления свойств личности подвергнутся духовности А.С. Пушкина, С.А. Есенина и др. Что спрогнозируют полученные в ходе измерения данные? Все что угодно (активность, индифферентность, социабельность, коммуникабельность и пр.) – только не то, какими темами и образами всколыхнутся души этих людей в обозримое время и как эти темы будут пережиты этими людьми. Личности упомянутых гениев – большее, чем их проявления, удерживаемые в измерении.
Современная психология представляет знания о личности, а не трудится над формализацией ее сущности.
Полагаем, психология, вслед за философией, наукой, из которой она и выросла в самостоятельную научную дисциплину, свое внимание должна сосредоточить на мироздании как естественной основе бытия человеческой личности.
Личность нельзя понять, не удерживая в ней того, что обусловлено не социумом и ее биологией, а всем мирозданием. Личность – реалия вселенская, потому существо ее и проявления несут в себе отпечаток (проекцию) мироздания. Это положение принципиально для психолога-теоретика. С его реализацией и возможно приближение – в допустимой степени – к пониманию существенного в личности (преодоление феноменологического подхода к постижению естества личности).
(отрывок из статьи проф., д-ра пед. наук П.А. Гагаева "Об уязвимости категории "личность"). Продолжить чтение можно в блоге автора.
Книги автора в интернет-магазине Лабиринт или в издательстве.
Читайте также на канале издательства "А-проджект"
Смысл жизни, смерть, бессмертие
Феномен творчества
Душа человека в христианстве