Драупади, хоть и предчувствовала это, все же надеялась, что ошибается. Услышав правду, она поняла, что не готова ее принять. Ноги ее подкосились, и она осела на землю...
- Начало истории: Глава 1
- Все главы
Глава 168
Царство Матсья
Во дворце царя Вираты торжественно встречали гостей из Панчала. Царь Друпада прибыл с сыном Дхриштадьюмной и дочерью Шикхандини.
И конечно, он привез внуков – пятеро повзрослевших принцев предстали перед императрицей Драупади и Пандавами.
В то время, как отцы радостно улыбались, глядя на сыновей, сердце Драупади трепетало – она не могла сдержать слез, обнимая детей после тринадцати лет разлуки.
Пока юные принцы получали благословения своих отцов, царица Судешна подошла поздравить императрицу. Затем их разговор коснулся предстоящей свадьбы:
- Моей дочери очень повезло, - заметила царица, - Уттара станет матерью следующего императора Бхараты, а защищать его будут великие сыновья Панду! Так сказал мне царь Ядавов – Васудева Кришна.
Улыбка померкла на лице Драупади, а сердце вновь сжалось от ледяного прикосновения страшного предчувствия. Сын Абхиманью? А почему не сам Абхиманью? И разве на трон после отца не должен взойти старший сын Юдхиштхиры?
Она стала искать глазами Кришну и увидела, что он покидает зал. Не медля ни секунды, императрица устремилась вслед за ним…
Не останавливаясь, Васудева шел по коридору, а затем вышел в сад, смотревшийся довольно мрачно в это время года – опадавшие листья навевали грусть. К тому же, вокруг клубился густой туман…
Драупади никак не могла догнать Кришну. В саду он, наконец, остановился, и она, подойдя ближе, спросила:
- Говинда, что произойдет во время битвы? Я должна знать…
- В этой битве сыновья Панду исполнят все, что обещали – грешники будут наказаны…
Но Драупади спрашивала не об этом:
- Вы знаете все, Говинда! Скажите мне, кто погибнет, а кто останется в живых?
Все это время Кришна не смотрел на Драупади, но сейчас повернулся к ней и ответил:
- Ожидание беды лишает человека радости жизни, Панчали, и даже будущая радость не избавит его от этой скорби.
Не стремитесь узнать будущее, живите настоящим, исполняя свои обязанности...
Васудева вновь отвел глаза. Драупади смотрела на опадающие с деревьев листья, и тот леденящий холод, что стискивал сердце, вдруг разлился внутри, заполнив все ее существо, сжимая горло, не давая дышать… И даже слезы, казалось, застыли в глазах, не в силах вырваться наружу…
- Значит… Абхиманью погибнет? – еле выдавила она, - А… мои пять сыновей? Говинда? Они… тоже? Умоляю вас, скажите мне правду! Каким будет исход этой войны?
Драупади, схватив Кришну за руку, не сводила с него глаз, в которых метались боль, страх и отчаяние.
- Что может принести война, кроме страданий и смерти, Панчали? Или ты думала, что она принесет тебе радость? – сурово спросил Васудева, - Да, весь род царя Шантану будет уничтожен – в этой войне всей династии придет конец. В живых останутся лишь пять твоих мужей.
Драупади, хоть и предчувствовала это, все же надеялась, что ошибается. Услышав правду, о которой сама же просила, она поняла, что не готова ее принять. Ноги ее подкосились, и она осела на землю.
- Как же так… мои дети… - шептала Драупади, словно в забытьи, - Это значит… что мы сами… Мы сами, Говинда, своим рвением начать войну, отправляем их… на верную смерть?!
Слезы, наконец, хлынули из глаз императрицы. Рыдания душили, не давая больше говорить. И тогда заговорил Кришна…
- Каждое мгновение своей жизни человек движется навстречу смерти, Панчали.
Все листья, которые появляются на деревьях весной, обречены опасть осенью, не так ли? А какие-то сорвет ветром во время летней грозы, но разве их жизнь напрасна?
Но Драупади не желала соглашаться. На смену рыданиям пришли отрицание и злость, это придало сил. Она поднялась на ноги:
- Я не вижу, в чем польза для моих детей, Говинда, быть сорванными с дерева жизни так рано!
- Ты не видишь это из-за своих привязанностей, Панчали…
Да, она и не отрицала, что привязана к своим детям. И сейчас, узнав, чем грозит эта война, Драупади не готова была заплатить такую цену:
- Зачем нам победа, если погибнут все наши дети?
- Разве победа нужна только вам, Панчали? – строго спросил Кришна, - Разве я советовал начать эту войну ради мести, славы или благосостояния?
Эта война ради всего общества. Вы должны сражаться, чтобы уничтожить беззаконие и восстановить Дхарму!
Послушай, Панчали, Всевышний дает особую силу лишь избранным, чтобы они восстанавливали справедливость, даже пожертвовав всем, что у них есть…
Но для тебя эта война – не долг, а личный выбор, клятва, принесенная ради блага общества. Ты можешь нарушить ее, посвятить свою жизнь семейному счастью со своими детьми и внуками, но тогда твоя жизнь потеряет ценность, ты не принесешь людям никакой пользы, и Всевышний, наделивший тебя особой силой, отвернется от тебя…
Взгляд Кришны был неумолим, как и его слова. Он взял руку Драупади и, вложив в нее опавший желтый лист, добавил:
- Решение за тобой, Панчали…
Как зачарованная, императрица смотрела на этот листок в своей ладони, не замечая, что осталась в саду одна. Вдруг налетевший ветер подхватил желтый лист, и вместе с другими такими же, закружил по саду.
Драупади проводила листья взглядом и пошла обратно во дворец, где ее ждали дети...
*****
Во дворце царила радостная суматоха от приезда принцев и предстоящей свадьбы.
Субхадра, увидев Драупади, увлекла ее за собой в покои юной принцессы Уттары – девушка примеряла свадебные украшения. Ее мать, царица Судешна, была тут же и любовалась дочерью.
Императрица была, как в тумане. Она смотрела на счастливое лицо Уттары, откуда-то издалека доносился заливистый смех Субхадры, но все это меркло, и лишь голос Кришны в ее голове повторял:
«Весь род царя Шантану будет уничтожен – в этой войне всей династии придет конец!»
Из глаз вновь хлынули слезы, и Драупади побыстрее покинула покои принцессы. Но ей не удалось остаться в одиночестве...
Молодым принцам накрыли стол, а отцы дали им задание, которое когда-то сами получили от деда Бхишмы – есть, не сгибая руки в локтях.
Юноши дурачились, пытаясь закинуть в рот сладкие ладду, и никак не могли разгадать загадку, а Пандавы стояли в стороне и тихонько посмеивались.
Драупади засмотрелась на детей и не заметила, как к ней подошел Абхиманью. Он взял императрицу за руку и усадил во главе стола, в то время как она боролась со слезами.
- Скажите нам, мама, как можно есть, не сгибая руки в локтях? – спросил Абхиманью.
Остальные пять принцев с улыбками смотрели на нее, ожидая подсказки. Слезы текли по щекам императрицы, но дети воспринимали их, как слезы счастья. Драупади взяла ладду и протянула Абхиманью, не сгибая руки.
Поняв, в чем суть, братья начали кормить друг друга, а Пандавы наблюдали за ними со счастливыми улыбками. Но когда самый младший из сыновей протянул ладду Драупади, сердце матери не выдержало…
Оно захлебнулось горем и слезами.
Драупади заплакала так горько, что ее мужья застыли в недоумении, а сыновья повскакивали со своих мест и окружили маму – они смотрели на нее с тревогой, ни о чем не спрашивая, лишь обнимая и держа за руки…
*****
Драупади нашла Кришну на шафрановых плантациях. Он сидел прямо на земле, поливая из кувшина только что посаженный им цветок.
- Какое решение ты приняла, Панчали? – спросил Васудева, не отрываясь от своего занятия.
Императрица упала на колени рядом с ним:
- Тот, кто сам посадил дерево, не сможет потом безжалостно срубить его, Говинда…
В зале собраний Хастинапура оскорбили женщину, и она смогла стерпеть это…
Ее мужей лишили всего имущества и отправили в изгнание, но она стерпела и это…
Но как сможет мать стерпеть гибель своих детей, Говинда?! Нет! Я не могу отправить их погибать на поле битвы… Я не хочу этой войны, Говинда…
Хастинапур
А в это время во дворце Хастинапура царь Дхритараштра изливал душу Великому Бхишме:
- Я живу только ради своих детей! И если эта война угрожает моим сыновьям – она не нужна мне, дядя! Мой сын Дурьодхана жаждет этой битвы, но не я…
Что же мне предпринять, дядя? Какое решение будет правильным? Дайте мне совет…
Великий Бхишма хмурился и сурово смотрел на царя, опухшего от слез и бессонных ночей.
- В своей жизни вы не приняли ни одного решения самостоятельно, махарадж. Но сейчас уже поздно просить совета…
Юдхиштхира должен был стать наследным принцем, а затем царем Хастинапура, но вы позволили занять это место вашему старшему сыну!
Вы должны были защищать детей вашего брата Панду, а вы позволили совершить покушение на них в Варнаврате, вы не хотели давать независимость Индрапрастхе, вы одобрили эту унизительную игру в кости, а затем изгнали Пандавов на тринадцать лет!
Слушая Бхишму, Дхритараштра беззвучно плакал.
- Но я же слепой от рождения… Поэтому, я был обречен делать ошибки… Разве я виноват в этом?
- Не отсутствие зрения было вашей слабой стороной, Дхритараштра, - ответил Бхишма, вздохнув, - если вас что-то и ограничивало, то только ваше слепое сердце…
<< Глава 167 | Глава 169 >>
Источник: Древнеиндийский эпос "Махабхарата" и одноименный сериал. Вольный пересказ
#махабхарата #махабхарата сериал #рассказы