Найти тему
Станислав Притчин

Смогла ли встреча лидеров России и Казахстана в Сочи переломить негативный тренд в двусторонних отношениях

Визит казахстанского президента Касым-Жомарта Токаева в Сочи для переговоров с российским коллегой Владимиром Путиным прошел в непростое для двусторонних отношений период.

С завидной регулярностью в последнее появляются информационные вбросы, откровенные провокации подогревающие и без того, напряжённые отношения России и Казахстана.

На фоне непростой геополитической ситуации в начале лета даже ощущение, что отношения Москвы и Нур-Султана прошли точку невозврата и катятся к началу конфронтационной модели взаимодействия. Это случилось после достаточно прямолинейного и жёсткого выступления казахстанского президента на юбилейном петербургском форуме, о том, что Казахстан не считает себя обязанным за помощь во время январских событий и не планирует помогать России обходить санкции. Через несколько недель по решению Новороссийского суда последовала остановка важнейшей экспортной артерии для казахстанской нефти - нефтепровода Тенгиз-Новороссийск. Дальнейший курс на обмен недружественных решений мог привести со временем к полноценной эскалации со всеми вытекающими негативными последствиями для обеих сторон. Но в итоге нефтепровод заработал, накал несколько спал, но запрос на восстановление полноценного диалога остался.

Именно в таких условиях проходили переговоры в сочинской резиденции российского президента. Ключевой вопрос стоял в том, удастся ли лидерам развернуть негативный тренд в отношениях в конструктивное русло? По внешним впечатлениям президентам им это удалось. Риторика открытой части переговоров была очень конструктивной и позитивной. Растёт товарооборот, причём по тем позициям, которые подразумевают, что параллельный импорт через республику работает. Хотя на всех уровнях казахстанцы заявляют, что России в обходе санкций не помогают и не будут этого делать впредь. Это позитивный сигнал, так как Казахстан, несмотря, на официальную позицию нам помогает.

Также президенты упомянули в открытой части встречи один из ключевых двусторонних соглашений - Договор о добрососедстве и союзничестве, который чётко прописывает обязательства сторон в случае конфликтных и кризисных ситуациях и...что особенно важно для охлаждения горячих голов. закрепляет взаимное признание территориальной целостности друг друга.

Президенты также обсудили планы на празднование 30-летия установления дипломатических отношений и предстоящий в октябре в Нур-Султане саммит СНГ, работе которого планирует принять участие Владимир Путин по приглашению своего казахстанского коллеги.

Очевидно, что 2.5-часовая встреча лидеров не позволяет рассчитывать, что весь накопленный груз противоречий был разрешён. Так, например, колумнист газеты «Коммерсант» Андрей Колесников, присутствовавший на открытой части переговоров отметил, что российскому и казахстанскому лидерам не удалось развязать узел накопленных противоречий. Но как бы то ни было оптимизм внушает конструктивный и позитивный настрой в работе президентов. Так что есть шанс, что совместными усилиями стороны будут искать пути и выходы из текущего непростого периода в российско-казахстанских отношениях.