Найти тему

Пять главных техник окрашивания шибори

Оглавление

Коннитива!

Здороваемся с вами на японском. И это не единственное японское слово на сегодня, потому что поговорим о том, каким бывает шибори и как называются его виды. Конечно, только основные. Потому что вообще их больше 50. И это только в Японии.

Это современное японское кимоно окрашено в одной из пяти основных техник сибори, о которых вы сегодня узнаете
Это современное японское кимоно окрашено в одной из пяти основных техник сибори, о которых вы сегодня узнаете

Много путаницы встречается на эту тему в сети на русском, да и на английском языке тоже. Например, многие думают, что шибори – это только когда узоры создаются узелками на ткани. А если узор создается складками или стежками, то это уже другая техника. Кто-то думает, что шибори – это когда ткань окрашена синим оттенком индиго, а если цветов много, то это уже тай-дай. На самом деле, это все шибори. И у него пять основных техник. Сейчас все расскажем и вы будете настоящим экспертом в этом вопросе.

Это инструменты мастеров сибори в Японии. Обещаем, что к концу статьи вам станет понятно, для чего нужен каждый из них
Это инструменты мастеров сибори в Японии. Обещаем, что к концу статьи вам станет понятно, для чего нужен каждый из них

Итак, пять техник шибори.

1. Нэ-маки шибори. Самая популярная. Известна так же под псевдонимом «тай-дай».

Это узелковая техника. Пожалуй, она самая известная. В двух словах – рисунок из узелков. Ткань перед окрашиванием обматывают ниткой так, что получаются узлы. Они бывают большие и маленькие. Иногда внутрь них заворачивают небольшие круглые предметы - бусины, орехи, семена бобовых, даже ракушки каури. После окрашивания нить распускают и получаются узоры круглой или овальной формы. Вариаций у этой техники +100500. Но самых популярных три – Каноко шибори, Кумо шибори и Миура шибори.

Каноко – по-японски оленьи пятнышки, а кумо – это паутина. Если это знать, суть сразу понятна. В каноко сердцевина круглого узора заполнена цветом, а в кумо есть дополнительный узор от обмотки нитью, напоминающий паутину.

Узор каноко шибори напоминает пятнышки на оленьей шкуре
Узор каноко шибори напоминает пятнышки на оленьей шкуре
А узор в технике кумо шибори - паутину
А узор в технике кумо шибори - паутину

А вот Миура никак не переводится. Это вообще имя женщины, которая сделала узелковую технику проще. Ведь когда нужно окрашивать большие полотна ткани, узелковая техника не очень подходит, она требует большого времени и внимания. А Миура, по легенде, придумала, как делать сплошную последовательность из узелков и специальное приспособление в виде висящего крюка, за который цепляется основание узелка. Руки мастерицы при этом освобождаются и можно работать быстро, не обрезая нить после каждого узелка, а обвязывая все одной сплошной нитью. Потом окрасили, потянули за кончик нити, и все. Распустили очень быстро. Такая вот инновация Миуры, в честь которой назвали миура шибори.

2. Нуи шибори

Один из вариантов стежков в технике нуи сибори
Один из вариантов стежков в технике нуи сибори

Нуи на японском значит стежок.

Узор в этой технике создается стежками. По ткани прокладываются линии стежков, потом они стягивается и окрашивается в стянутом виде. Техника очень многообразная и трудоемкая. К тому же нужна большая физическая сила, чтобы стянуть ткань настолько, чтобы узор получился четким и регулярным. (Мы пробовали, знаем). Маленький лоскут так сделать легко, а вот большое полотно ткани приходится закреплять дополнительно, или стягивать вдвоем. Зато узоры получаются великолепные. Посмотрите, какая красота.

3. Араси шибори

О, это просто волшебство! Тут на первый взгляд вообще не веришь, что это сделано человеком. Араси переводится с японского как шторм или буря, и отражает не только то, что рисунок похож на волны, но и его непредсказуемость. В этой технике меньше всего можно предугадать конечный результат. Материю складывали, обматывали вокруг длинного деревянного шеста и обвязывали нитью. Потом стягивали изо всех сил к одному концу шеста и опускали в чан с краской. Придумали этот способ для того, чтобы окрашивать большие полотна ткани. И сейчас он очень любим мастерами, потому что относительно прост, а красота получается невероятная.

4. Итадзиме шибори

Сложенная в определенной последовательности ткань плотно зажимается и погружается в краску. Опуская разные участки в разные цвета, можно получить невероятно разнообразные узоры
Сложенная в определенной последовательности ткань плотно зажимается и погружается в краску. Опуская разные участки в разные цвета, можно получить невероятно разнообразные узоры

Это способ складывания ткани и зажимания ее между деревянными дощечками перед окрашиванием. Причем доски могут быть с выпуклым рисунком или гладкими. Умножьте это на сотни способов сложить ткани и получите невероятный выбор узоров и цветов. От минималистичных и геометрических, до многоцветных, как в детском калейдоскопе. Технику изобрели давно, но она почти исчезла к 30-м годам 20 века. Индиго, с которым тогда работали в Японии больше всего, не давал предсказуемого результата на этой технике, он слишком по-настроению проникал внутрь сжатых складок, а тогда ценилась не живописная непредсказуемость, а постоянное и стабильное качество производства тканей. Поэтому в 1932 году в Японии закрылась последняя мануфактура, выпускавшая итадзиме шибори. Возрождением этой техники к 2010 году мир обязан мастерам Йошико Вада и Масано Араи, великолепным мастерам и педагогам, сохранившим традиционный промысел и поднявшим его до уровня акутального и популярного во всем мире. Йошико Вада – вообще легенда мира шибори и мы обязательно посвятим ей отдельный пост.

Японские ткани в технике итадзиме. Настоящий калейдоскоп
Японские ткани в технике итадзиме. Настоящий калейдоскоп

5. Тэсудзи или янаги шибори

Техника гофрирования ткани перед окрашиванием. Ткань складывают в склади, затем их обвязывают, иногда дополнительно закрепляя получившееся гофрированное полотно на толстой веревке. Получаются полосатые узоры, более или менее контрастные. Самый традиционный японский узор в этой технике называется янаги, что по-японски значит ива. Поэтому иногда эту технику еще называют янаги шибори. Текучие и слегка неровные линии узоров янаги колышутся, как длинные ветви ивы над волнами. В нашей мастерской в Annemone мы часто создаем вещи в этой замечательной технике.

Таковы пять основных техник шибори. Надеемся, теперь термины и техники шибори стали вам чуть ближе и понятнее. Потому что в шибори отдельное удовольствие, разглядывая ткани, понимать или угадывать, как они были сделаны. Тем интереснее вам будет читать наш канал дальше и узнавать эти техники в самых неожиданных современных вариантах.

Ставьте лайки и задавайте вопросы в комментариях. Давайте вместе делать наш еще юный канал живым и интересным!

Подписывайтесь и до новых встреч на канале Annemone. Жизнь в стиле шибори!

-13

Фото в статье из открытых источников Pinterest и собственные фото автора. Текст © Annemone