Найти тему
Александр

Славяне, Венеды и Веды.

Этногене́з славя́н — процесс формирования древнеславянской этнической общности, приведший к выделению славян из конгломерата индоевропейских племён.

В настоящее время не существует общепризнанной версии формирования славянского этноса. Славяне как сформировавшийся народ впервые были засвидетельствованы в византийских письменных источниках середины VI века. Ретроспективно эти источники упоминают о славянских племенах в IV веке. Более ранние сведения относятся к народам, которые могли принимать участие в этногенезе славян, таких как бастарны, однако степень этого участия варьируется в различных исторических реконструкциях. Письменные свидетельства византийских авторов VI века имеют дело с уже сложившимся народом, разделённым на склавинов и антов. Упоминания о венедах как предках славян (или отдельном славянском племени) имеют ретроспективный характер. Свидетельства авторов римской эпохи (I—II века) о венедах не позволяют связать их с какой-либо достоверно славянской археологической культурой.

Археологи определяют как достоверно славянский ряд археологических культур, начиная с V века. В научном сообществе не существует единой точки зрения по этническому происхождению носителей более ранних культур и их преемственности по отношению к более поздним славянским. Языковеды также не имеют единого мнения по времени появления языка, который можно было бы считать славянским или праславянским. Существующие научные версии предполагают выделение праславянского языка из праиндоевропейского (или из языковой общности более низкого уровня) в широком диапазоне от II тысячелетия до н. э. до рубежа эр или даже первых веков н. э.

«Ригве́да» (санскр. ऋग्वेद, IAST: ṛgveda, «веда гимнов») — собрание преимущественно религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы на ведийском языке. «Ригведа» входит в число четырёх индуистских религиозных текстов, известных как Веды. «Ригведа» была составлена, видимо, около 1700—1100 гг. до н. э. и является одним из древнейших индоарийских текстов и одним из древнейших религиозных текстов в мире. Ригведа состоит из десяти разделов (мандалов), самыми древними из которых считаются II—VII. Веками она сохранялась только в устной традиции и впервые записана была, вероятно, только в раннем Средневековье. «Ригведа» — наиболее древняя и значительная из Вед, ценный источник для изучения древнеиндийской истории и мифологии. В 2007 году ЮНЕСКО включило «Ригведу» в реестр «Память мира»].

Слово ригведа — составное (татпуруша), состоит из двух санскритских корней: рич (санскр. ऋच्, IAST: ṛc, «хвала, гимн, стихи») и веда (वेद, IAST: veda, «знание»).

Ригведа древнейший источник знания о корнеслове праславянского языка, поэтому начнем там искать славянские корни Славян и Венедов. Нужно отметить что древнеславянский корнилов был сформирован на основании Остромирова Евангелия.

Остроми́рово Ева́нгелие — вторая древнейшая и древнейшая пергаментная рукописная книга Киевской Руси, написанная в середине XI века. Ценнейший памятник старославянского языка русского извода. Рукопись хранится (с 1806 года) в Российской национальной библиотеке (шифр F.п. I.5.). Написана дьяконом Григорием в 1056—1057 годах для новгородского посадника Остромира, который в надписи книги назван «близоком» (родственником) князя Изяслава Ярославича.

Славянский текст Остромирова Евангелия сопоставлялся с Греческой и Латинской версией, поэтому мы точно знаем как писались слова и каково их значение. Таким образом мы точно знаем каков был древнеславянский корнеслов в 1056 году. Как считают западные учёные «Ригведа» была составлена, видимо, около 1700—1100 гг. до н. э. Индийские учёные дают более древнюю оценку. Для простоты восприятия дадим Ригведе 4000 лет.

У нас в распоряжении теперь есть два древних источника корнилова древнеславянский возрастом 1000 лет и индоарийский возрастом 4000 лет.

Предположительно Ригведа сформировалась в долине реки Инд далеко от расселения славян, поэтому праславянский и индоарийский языки как минимум разошлись 4000 лет назад. таким образом праславянский язык развивался самостоятельно независимо от ведийского санскрита 3000 лет до состояния древнеславянского языка 1056 года.

Начнем наш поиск славы славян и венедов в ведийском санскрите. Первый ведический корень श्रु /śru/ древнеславянский корень Слу- Слы- Сла-

श्रु /śru/ /zru/ (U. pr. /śṛṇoti/ /zru/ / /śṛnute/ /zru/ — V; fut. /śṛoṣyati/ /zru/ / /śroṣyate/ /zru/; pf. /śuśrāva/ /zru/ / /śuśruve/ /zru/ aor. /aśrauṣīt/ /zru/; p. /śrūyate/ /zru/; pp. /śruta/ /zru/)

1) слышать о чём-л. (Acc.) от кого-л. (Instr. Abl., Gen., - मुखात्)

2) прислушиваться к, внимать чему-л. (Acc.), кому-л. (Gen. )

3) учить, изучать (на слух)

Слышать, слушать. Славить. Переход śr → sl, śravas → slava -s

श्रवस् /śravas/ /zravas/ n.

1) звук

2) слава

3) зов, призыв

4) цена

5) награда; приз

6) восторг, восхищение

7) рвение, усердие, пыл

8) вид, внешность

श्राव्य /śrāvya/ /zrAvya/ (pn. от श्रु ) который должен быть услышанным или оглашённым

Со славой в Ригведе Лит. RV. мы разобрались, но непонятно со славянами, давайте искать сначала Венедов, они древней славян, а через них найдем славян 4000 лет назад.

वाणी II /vāṇī/ /vANI/ f.

1) музыка

2) тон

3) голос

4) речь, слова

5) красноречие

6) nom. pr. см. सरस्वती 1)

वाणी [ vāṇī ] [вани ] 1 ф. звук , голос, музыка (например, хор музыкантов или певцов) Лит. RV. ( на [ сапта вани] ссылаются по сообщению. до семи метров или до семи нот гаммы ) речь , язык , слова , дикция, (особенно) красноречивая речь или прекрасная дикция Лит. mbH. Лит. Кав.

В древнеславянском языке есть глагол вънѧти, от которого и произошёл вероятно этноним Венеды. Сочетание двух древних праславянских корней *vъn и *dedi̯ǫ Венеды это те кто внятно, понятно, складно(от глагола складывать) говорят слово, таким образом Венеды это первичная форма этнонима Славяне, которое возможно образовалось позже добавлением корня слова слава к основе венед. Славный Венед слова внятно деющий(складывающий) в понятную речь или Славянин.

Внять, внима́ть, ср. ст.-слав. вънѧти, въньмѫ (Супр. и т. д.), из *vъn- и jęti; см. взять.

Происхождение слова внять в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.

Происходит внять, внима́ть от праславянского *jьmǫ : jęti, от которого в числе прочего произошли: древнерусское, старославянское имѣти, имамь, а также възѩти, възьмѫ. Отсюда взять, снять, изъять и др. приставочные глаголы на -нять/-ять (-емлю). Ср. лит. im̃ti, imù, ėmiaũ «брать», лат. еmō, ēmī, ēmptum, -еrе «брать».

Происхождение слова «Деть». Происходит от праслав. *dedi̯ǫ, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. дѣти, дѣѭ (стар. деждѫ), ст.-слав., др.-русск. дѣꙗти, дѣлати, русск. деть, дену; деять, укр. дíти, дíну, болг. дя́на «кладу», сербохорв. дjе̏не̑м, дjе̏ти, словенск. dė́nem, dė́ti, чешск. ději, dít «деть», словацк. diať, польск. dzieję, dziać «делать, девать», в.-луж. dźeć «прясть. Др.-инд. dádhāti «кладет», авест. daδāiti — то же.

धा /dhā/ /dhA/ (U. pr. /dadhāti/ /dhA/ / /dhatte/ /dhA/ — III; fut. /dhāsyati/ /dhA/ / /dhāsyate/ /dhA/; pf. /dadhau/ /dhA/ / /dadhe/ /dhA/; aor. /adhāt/ /dhA/ / /adhita/ /dhA/; p. /dhīyate/ /dhA/; pp. /hita/ /dhA/; ger. /hitvā/ /dhA/, /-dhāya/ /dhA/)
1) давать
2) класть; ставить (Loc. )
3) приносить
4) приводить
5) доставлять в (Loc. )
6) помогать, содействовать кому-л. в чём-л. (Dat., Loc. )
7) направлять в (Loc. )
8) обращать (взгляд, внимание, мысли на Dat. )
9) определять кому-л. (Loc., Dat., Gen.) что-л. (Acc. )
10) давать, дарить
11) назначать, устанавливать
12) делать, производить,
13) вызывать
14) держать (в руке)
15) брать
16) носить
17) получать
18) содержать

Индоарийские корни в значении श्रु /śru/ слушать, слышать и वाणी II /vāṇī/ речь, слово, голос образовали в единое слово śru+ vāṇī =слышать речь, слушать слова, а с учетом перехода индоарийского śr — >sl в славянское получим то что искали, соединив Слава и Венед в Сла+Вене=СлаВене -д, где д - согласная часть древнейшего формы глагола дѣѭ в смысле полагать ведийский корень धा /dhā/ давать, класть.

slu+ vāṇī+ya =sluvāṇī=श्रवणीय [ śravaṇīya ] [ śravaṇīya ] m. f. n. to be heard , worth hearing(быть услышанным , достойным того , чтобы его услышали) Lit. ShaḍvBr. Lit. MBh. To be celebrated , praise worthy(быть прославленным , достойным похвалы) Lit. MW.

य II /ya/ /ya/ который

या /yā/ /yA/ (Р. pr. /yāti/ /yA/ — II; fut. /yāsyati/ /yA/; pf. /yayau/ /yA/; aor. /ayāsīt/ /yA/; p. /yāyate/ /yA/; pp. /yāta/ /yA/)

1) идти, проходить 2) отправляться

yāti (йати) славянская форма ити.

इ II /i/ /i/ (P. pr. /ayati/ /i/ — I; /eti/ /i/ —II; imp. /ihi/ /i/; /ehi/ /i/; fut. /eṣyati/ /i/; pf. /iyāya/ /i/; aor. /īyāt/ /i/)
1) идти; отправляться
2) приходить, достигать
3) проходить (о времени)
4) просить о (Acc. )

Идти. Древнерусскоеити. Первоначальная форма слова «ити» изменилась под влиянием личных форм (иду, идешь). В древнерусском языке распространено с XI в.

В слове венед конечная буква Д это древний глагол деть полагать, положение, путь, ход, движение вырожено в глаголе या /yā/, речь это движение, поток слов, отсюда речь это река слов, слова идут, текут или идут друг за другом, полагаются последовательно, поэтому в слове Вене добавлено слово дѣти, дѣѭ в сокращенной форме согласной Д - ВенеД.

Индоарийское слово श्रवणीय [ śravaṇīya ] [ śra+vaṇī+ya ]в славянском языке śr — >sl произносилась как slavanīya [ (sla)+(vaṇī)+ya ] СЛАВАНИЙА - (быть услышанным , достойным того , чтобы его услышали). Слава+вене=СлаВВене -> Славяне

Вот мы и нашли в Ригведе śravaṇīya с учётом перехода śr — >sl СЛАВАНИЯ. Славление Славословие и помогли нам наши древние предки Венеды, те самые Славные Венеды слово, красноречие дающие пред слушающим и всё это индоарийское वाणी [ vāṇī ] [вани ] 1 ф. звук , голос, музыка (например, хор музыкантов или певцов) Лит. RV. Вот такие были Венеды в Ригведе 4000 лет назад.

Обобщим сказанное, в славянском языке Венед это человек, который свою речь, слово или музыку полагает пред слухом внимающего и разумеющего его слово. Славное слово, славословие предложенное слушателем это славянин. श्रवणीय [ śravaṇīya ]быть услышанным , достойным того , чтобы его услышали) slavanīya Славный Венед Славянин.

Мы видим что Славянин это исконное древнее слово в славянском языке, которое с тем же значением и словоформой сохранилась в Ригведе.

В своей книге Санскрит британский санскритолог и лингвист Т. Барроу написал по поводу близкого контакта праславян и индоариев в глубокой древности следующее:"Ясно только, что некогда действительно существовало родство между древним индоиранским и теми диалектами индоевропейского, которые в конечном счете развились в балтийские и славянские языки. В связи с важностью этого факта для установления первоначаль­ной родины индоиранского его надо обосновать более подробно.

С фонетической стороны наиболее примечательной общей чер­той является изменение s в š (>слав. ch) после к, г, i и и в индоарийском и славянском, а после г — также в литовском1. Непохоже, чтобы это было делом случая, раз условия, в кото­рых произошли эти изменения, так близко параллельны. Из этого можно вывести заключение, что в какое-то время обе ветви были в очень близком географическом соседстве и что эта ин­новация охватила ограниченный ареал славянского и индоиранского, оставив вне сферы своего влияния другие индоевропей­ские языки. Тот факт, что изменение это проявляется в балтий­ском очень слабо, указывает на то, что балтийская группа была до некоторой степени независима от славянской даже в ту древ­нюю эпоху. Барроу Т. Санскрит (1976)"

о мнению историка В. В. Напольских,

…мы можем вести речь не просто о носителях реконструируемого лингвистами славянского праязыка, а можем быть уверены в реальном существовании такой общности (скорее всего, что-то вроде крупного племенного союза), члены которой осознавали своё языковое и этническое единство и отличали себя от соседей, говоривших на других языках. Наличие этнического самосознания у носителей славянского праязыка зафиксировано в древнем их самоназвании словене, то есть «люди слова, люди правильной, понятной речи» — в отличие от соседей на западе, которые говорили непонятно, и потому их называли немьци, то есть «немые, не умеющие говорить». Это название [словене] фиксируется в письменных источниках уже в VI в. и сохраняется как самоназвание в разных вариантах у разных славянских групп (словенцы, словене новгородские и др.).

Существуют несколько версий происхождения этнонима «славяне» ). Праславянская форма этнонима реконструируется как *slověninъ, мн. ч. *slověne. Основными являются: от двух родственных славянских слов, восходящих к общему праиндоевропейскому корню *ḱleu̯ — «молва, известность»: слово, таким образом словѣне — это «люди, говорящие „по-нашему“», в отличие от немцев — «немых», то есть «не владеющих нашим языком», «чужих».

Нужно упомянуть и о рабах σκλάβος. По одной из версий, от племенного названия славян в греческом языке было образовано название рабановогреческое σκλάβος. В среднегреческом языке слово σκλάβος в значении «раб» или близких значениях не зафиксировано, оно означает только название народа славян. При этом славянские пленники в раннем Средневековье действительно нередко становились объектом византийской, германской и арабской работорговли. Значительный процент славян среди пленников объясняется, в частности, тем, что славяне — самый многочисленный народ Европы.

По другой версии, слово σκλάβος «раб» в новогреческом языке происходит от греческого глагола σκυλεύο, означающего «добывать военные трофеи», 1-е лицо единственного числа которого выглядит как σκυλάοПо этой версии греческое название славян и новогреческое «раб» совпали фонетически случайно.

От латинского названия славян происходит итальянское приветствие чао.

В XVIII—XIX веках в западноевропейской публицистике пользовалась популярностью ошибочная точка зрения, согласно которой, напротив, слово «славянин» происходит от слова со значением «раб». Полемика с этим мифом встречается ещё в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского.