Благодаря читателю одной из публикаций на канале о художнике Коровине и его пойнтере Фебе, я заинтересовалась собаками в жизни писателей-охотников. Сегодня расскажу о любимом псе поэта Н.А. Некрасова – Кадо.
Надо сказать, что Некрасов был страстный охотник с подросткового возраста. В 13 лет он пристрастился к этой дворянской забаве, охотясь вместе с отцом. А когда появились средства и время, сам охотился и был удачлив: на его счету много медведей.
А ещё собаки для Некрасова были самыми близкими и надёжными друзьями. Они спасали его от приступов хандры, которым он часто бывал подвержен.
Охотничьих собак он держал прямо в петербургской квартире на Литейном проспекте. Современники вспоминали, что часто в приемную журнала «Современник» к посетителю выбегало до десяти собак. Возглавлял эту компанию пойнтер Оскар, уже пожилой и проводивший большую часть времени на турецком диване хозяина.
Некрасов разбирался в собаках и умел их воспитывать. В основном это были пойнтеры, но есть и сведения о нескольких легавых собаках, породе в то время модной и покоряющей красотой, тонкостью чутья и высоким интеллектом.
Есть сведения и о гордон-сеттерах, купленных у издателя Краевского в 1870 г. Такие породы выписывали из Англии, стоили они немало.
Некоторые собаки попали на страницы его произведений и так обрели бессмертие: это Раппо и Фингал.
Пёс Раппо из романа «Тонкий человек» описан так:
«Раппо, чистый английский пойнтер, уже не первой молодости, но хорошо сохранившийся, настоящий джентльмен как в домашней жизни, так и на охоте. Он ласков с хозяином, сухо-вежлив с его гостями, не кусает без побудительной причины и никогда ни у кого не лижет рук, чем снискал особенную любовь...».
А Фингал появится в стихотворении «Крестьянские дети». Этому умному псу «обширная область собачьей науки» была знакома «в совершенстве».
Были и собаки Мирон, Шила, Ранже и Кирюшка, их хвалили знатоки собак. Но поэт ровно выслушивал похвалы другим собакам – его симпатии принадлежали одному Кадо!
В начале 1870-х годах Некрасов приобрел под Петербургом небольшую охотничью усадьбу, окруженную дубками и липовыми аллеями. Называлась она Чудовская Лука, современное Чудово.
Сюда поэт приезжал отдохнуть от своих издательских дел, от различных неприятностей. Здесь постоянно жили его егеря, которые опекали любимца Некрасова — чёрного пойнтера Кадо. Сюда Некрасов — страстный охотник — приезжал со своим приятелем Лазаревским поохотиться. Поэт обожал своего несравненного пса, позволяя ему буквально все, даже вскакивать на стол и лакомиться кусками с общего стола. Письма Некрасова друзьям и воспоминания современников поэта рассказывают о Кадо и любви к нему поэта:
«…Милейший друг, пришлите мне, пожалуйста, телеграмму — об дупелях и о Кадошке…» (Лазаревскому— 1873 г.) «…Жаль будет покидать только Кадошку, но очень жаль! что это за умничек, если б Вы знали!..» (Н. П. Некрасовой — 1873 г.).
Из воспоминаний М. В. Будаковой:
«…Помню еще у Николая Алексеевича был большой черный пес, Кадо звали, хороший пес был, умный. Сильно любил его Николай Алексеевич. Бывало кто-нибудь из нас сделает ему мелкую услугу — он кричит: «Кадо, кошелек!» — и тот, где бы ни был в это время Николай Алексеевич, мигом принесет кошелек!...»
А в 1875 году Некрасов потерял своего любимца. Охотились весной компанией, была среди них и Зинаида Николаевна, гражданская жена Некрасова. Она, увидев, что на озере взлетели две утки и сели снова, взяла у егеря ружье и побежала к озеру. Кадо пустился за ней. Некрасов увидел это и сказал: «Изменник». Затем раздался крик женщины и вой собаки.
Некрасов подумал, что жена выстрелила в себя. Один из егерей побежал к озеру. Вскоре он вернулся и сказал, что Зинаида Николаевна попала случайно в собаку. Когда Николай Алексеевич бросился туда, Зинаида Николаевна сидела на берегу и держала на коленях окровавленную собаку. Николай Алексеевич прижал Кадо к себе, стал целовать его в морду. Кадо лизнул его и вскоре умер.
Зинаида Николаевна просила у него прощения, а поэт утешал её: «Нисколько на тебя не сержусь, но дай свободу тоске моей, я сегодня лучшего друга лишился». Поэт долго рыдал над бездыханным телом своего верного друга.
Собаку зарыли в палисаднике и по указанию Некрасова положили на могиле Кадо гранитную плиту. На плите надпись:
«Здесь похоронен Кадо, черный пойнтер. Был превосходен на охоте. Незаменимый друг дома. Родился 15 июля 1868 г. Убит случайно на охоте 2 мая 1875 г.».
После гибели Кадо навсегда повесил ружье на гвоздь, отдав охоте 43 года своей жизни. Без охоты Николай Алексеевич Некрасов прожил совсем недолго – около двух лет.
В дни празднования 150-летия со дня рождения поэта в Чудове был открыт мемориальный музей поэта и памятник Некрасову с сидящей у его ног охотничьей собакой.