Нужен, поскольку такая форма управления промышленностью очень эффективна на начальном отрезке развития промышленности. Такое планирование помогает минимальными средствами быстро добиться запуска больших производств, скоординировать между собой запуск нужных государству заводов таким образом, чтобы они появлялись в требующейся последовательности, и продукция каждого из них сразу была востребована другим предприятием в общей цепочке сложных производств.
Но в абсолютно рыночной экономике Госплан в чистом виде нереализуем. Для того, чтобы государство могло полноценно планировать и добиваться реализации этих планов, практически все ключевые средства производства должны быть под его полным контролем, а сегодня это не так.
Ест два пути — переход в социализм (учитывая современные вычислительные и коммуникационные возможности, госплан на этом этапе мог бы быть более эффективным, чем его провальный для быта простых людей советский предшественник) или, учитывая большую долю государства в капитале многих ключевых производств, попытка создать «лёгкое метапланирование» без углубления до каждого карандаша или ластика.
Понятно, что несмотря на тенденцию всего мира к полевению, а также несмотря на традиционно сильный в России социалистический менталитет населения, вряд ли государство будет прямо сейчас резко менять принадлежность собственности без веских на то причин. Слишком опасное это занятие, да и не очень хорошо в прошлый раз это закончилось. Стало быть, государство пойдёт по второму пути.
Госплан, не госплан, но сегодняшняя практика показывает, что чистый рынок хорош только в стабильных политических условиях с сильным промышленным капиталом внутри страны и способностью равноправно конкурировать в мире по большому спектру направлений. Но такая ситуация в мире — скорее исключение, чем правило, и все современные промышленные достаточно независимые государства так или иначе участвуют в поддержке своей промышленности и планируют её развитие.
Для России же требуется не просто поддержка, а что-то более мощное, потому что история распорядилась так, что наша страна, торгуя ресурсами, сильно отстала в промышленности от своих конкурентов в то время, как именно сейчас собственное производство волею судеб стало крайне востребовано.
В общем-то, идея государственного планирования давно уже витала в воздухе и предлагалась многими моими читателями. Но правительство до последнего пыталось обходиться в большей степени рыночными методами, надеясь, что рыночек всё же всё порешает сам. Но невидимая рука рынка решила, что раз в России мало что производится, а ресурсов много и стоят они дорого, то логичнее ничего не делать, а продавать ресурсы, и уже потом всё, что нужно, покупать за рубежом. Логика железная, но действует только в случае сферического коня в вакууме.
И вот теперь, когда стало понятно, что импортозамещение не идёт теми темпами, которые нужны, в правительстве начались поиски альтернативных вариантов. А я ещё давно говорил, споря со скептиками, писавшими мне, что ничего не получится, что ситуация не статична, и если не заработает что-то одно, будут применять что-то другое. Главное, что Мишустин настроен на достижение цели и будет дожимать её в любом случае. Я это писал раньше, и вижу подтверждения этому теперь.
Это хорошо видно по его работе, если интересоваться и следить за тем, что там происходит, когда в процессе он пробовал разные варианты — и прямые госзаказы, и сквозное финансирование проектов, и другие формы финансирования. И вот теперь в правительстве рассматривают возможность введения т.н. «квазипланового режима».
Ряд отраслей планируется перевести на этот самый «квазиплан». Его планируется распространить, например, на судо- и авиастроение, элементы фармацевтической промышленности и производство оборудования. В первую очередь государство проведет консультации с потребителями этой продукции, чтобы выяснить, готовы ли они ее покупать и в каком объеме, затем определит площадки, готовые эту продукцию произвести, и, наконец, определит конкретные привилегии и льготы, которые будут им доступны.
Также Минпромторг разработал линейки продукции, по которой могут быть заключены долгосрочные контракты, где государство может создать достаточно длительный спрос. Для создания такого спроса наиболее эффективен механизм т.н. офсетных контрактов. Фактически речь идет об инвестициях в обмен на гарантированные закупки.
Правительство едино во мнении о необходимости совершить поворот от абсолютно рыночной промышленной политики к политике обеспечения технологического суверенитета (Денис Мантуров).
Новую «квазиплановую модель» предполагается запустить уже осенью этого года. Думаю, это шаг в правильном направлении. А вы как думаете?
Ставьте нравлики, подписывайтесь на канал и обязательно делитесь своим мнением в комментариях! Пока!