— Вон он, видите, с портфелем ходит. Так и не разменял четвертной, – понизив голос, возбужденный продавец фруктов указал старшему сержанту милиции на респектабельного гражданина в светлых брюках и летней шляпе, который прогуливался между рыбных рядов на колхозном рынке в городе Черкесске.
Документы у покупателя оказались в порядке. Виктор Иванович Баранов, житель Ставрополя. Но вот содержимое портфеля... 1925 рублей новенькими 25-рублевками. В другое время этот человек не вызвал бы подозрений. Мало ли ходит людей, которые носят в потертом портфеле половину стоимости "Запорожца", ну может захотелось человеку. Но в апреле 1977 года вся милиция юга СССР стояла на ушах – искали сбытчиков фальшивых 25-рублевых купюр, которые все чаще стали всплывать в обороте. Торговцы на рынках были предупреждены – обо всех случаях расчета новыми "четвертными" сообщать милиции немедленно.
Баранова доставили в отделение. На вопрос "Вы кто такой, кем работаете?" молодой мужчина спокойно сказал: "Я фальшивомонетчик!" И это была чистая правда – Виктор Баранов оказался самым гениальным изготовителем поддельных денег за всю историю СССР.
Непризнанный изобретатель
Деньги юный Витя Баранов полюбил еще в детстве. Но не так, как их любят большинство людей. Мальчика привлекала художественная ценность купюр, завораживающая мелкая вязь волнистых линий, точные рисунки, необычные цвета. У себя дома он часами рассматривал старые царские ассигнации, пытаясь потом на листе бумаги воспроизвести рисунок. Виктор хорошо рисовал, но вот применять свой талант он не спешил. После армии выучился на плотника–паркетчика, работал в строительном тресте.
Зато в юные годы в полной мере раскрылся другой талант парня – страсть к изобретательству. Что только он не придумывал! И устройство для сортировки картошки, и складывающиеся ящики для перевозки стеклотары и даже одноколесный автомобиль. И нет, это все были вовсе не бредовые изобретения наподобие вечного двигателя, а совершенно реальные штуки. Но вот беда – куда бы он не обращался со своими рацпредложениями, везде получал отказ.
С одноколесным автомобилем вообще вышло печально – его даже не стали слушать и смотреть предложенные чертежи. А по всем расчетам выходило, что на его постройку нужно 30 000 советских рублей. Зарабатывать такие деньги можно было до старости. И Баранов решил пойти другим путем: если невозможно получить нужную сумму, значит ее можно попробовать напечатать самому.
Долгая дорога к идеалу
Это сегодня информацию о высокой и глубокой печати и технологиям, которые применяются для изготовления денег, можно с легкостью найти в интернете. А в советские годы единственным источником информации были библиотеки. Туда в первую очередь и обратился Баранов. Но в краевой библиотеке нужных книг просто не оказалось, тогда он взял отпуск и рванул в Москву.
В то время Государственная библиотека им. Ленина открывала свои двери любому желающему. Виктор с утра до ночи конспектировал там книги по технологии печати и полиграфии. В букинистических магазинах он приобрел заграничные книги немецких авторов по основам цинкографии и изготовлению клише.
Уже дома, изучив всю литературу, Баранов понял, что для изготовления денег ему придется овладеть более чем 20 специальностями. Задача казалась невыполнимой, но не для такого целеустремленного человека, каким был Виктор Баранов.
Четыре года ему понадобилось, чтобы научиться делать бумагу нужного качества и водяные знаки. Еще два года он экспериментировал с краской для глубокой печати. Три года Баранов потратил на то, чтобы изготовить деревянные и резиновые клише и собрать у себя в сарае самодельный станок. Детали для него он заказывал у знакомых на ставропольских заводах, а нужные для печати реактивы покупал с рук около проходной химзавода.
Печатный станок заработал только в 1976 году. Именно тогда Баранов смог напечатать на нем 50-рублевые купюры, которые с виду невозможно было отличить от оригинала. Однако это была подделка, и внимательный глаз ее замечал. Дело в том, что Ленина фальшивомонетчик сделал на 15 лет моложе. "Мне не нравился старый Ильич", – объяснял он потом на следствии.
Опять двадцать пять
Исправив и эту недоработку, Виктор решил запустить станок в дело, что называется, по-крупному. Но нет, он не бросился производить купюры день и ночь напролет. Изобретатель печатал деньги в очень скромных количествах. Он быстро убедился, что его банкноты никто не отличает от настоящих и стал постепенно пристраивать свежие "полтинники". Так продолжалось несколько месяцев и даже родные Виктора ничего не могли заподозрить. На вопрос откуда деньги, заданный женой, он отвечал, что это либо премия с работы, либо вознаграждение за пристроенные изобретения.
Купюры Баранов разменивал на рынке, получая сдачу банкнотами Госзнака. Их-то он и выдавал супруге на расходы, никогда, впрочем, не превышая разумных пределов. Казалось бы, технология поставлена на поток, можно печатать купюры, разменивать их и копить на постройку изобретения всей жизни, но нет. Баранову вскоре стало скучно. Из всех советских денежных знаков он хорошо освоил печать 50-рублевых зеленоватых банкнот, но это дело оказалось, по его словам, совсем несложное.
Самыми защищенными банкнотами СССР были сиреневые 25-рублевки. Именно эту высоту и решил покорить Виктор Баранов. И он смог. Напечатав около 5000 рублей, Баранов сложил их в портфель и отправился сбывать в Крым.
Но тут случился казус, да еще какой! Покупая огурцы у бабушки на рынке, Виктор отвлекся на минуту, и у него прям из-под носа увели портфель, доверху набитый хрустящими 25-рублевками. Пришлось возвращаться домой и включать станок на полную катушку.
"Очень опасная подделка"
Неизвестно сколько бы ходили по стране фальшивые деньги, изготовленные Барановым, но маэстро в одной из партий допустил ошибку. Закрепляя клише, он не обратил внимание что оно перевернуто. В результате получились купюры с другим подъемом волнистой линии. Обыватель на это не обратил бы внимание, но один зоркий кассир из Сберкассы разглядел несоответствие и сообщил о нем в органы. Вот тут-то и закрутилась милицейская карусель.
К 1977 году общими усилиями МВД и КГБ было обнаружено 46 фальшивых купюр пятидесятирублевого номинала и 416 — двадцатипятирублевого. Для их анализа пришлось привлекать специалистов Госзнака, которые с удивлением отметили, что фальшивки в несколько раз превосходят оригинал по безупречности изготовления и степени защищенности.
Дело моментально было взято на особый контроль. Первоначально оперативники предполагали что к подделкам причастны работники Госзнака. Вторая версия была связана с заграницей – мол, это спецоперация ЦРУ. Но то, что такие искусно изготовленные банкноты делает художник–самоучка, в такую версию органы поверить не могли. А между тем всё указывало на то, что изготовление и сбыт фальшивок идёт откуда-то с юга СССР.
Постепенно стало ясно, что центром производства стал город Ставрополь. Но даже в этом случае оперативники были нацелены на обезвреживание целой банды фальшивомонетчиков, но никак не одного человека. Когда Баранова взяли, милиция, несмотря на его признание, считала Виктора Ивановича курьером, сбывающим фальшивые деньги.
И лишь только когда он показал им свой станок в обычном деревянном сарае, а во время следственного эксперимента создал на бумаге водяные знаки, прокатал высокую и глубокую печать, обрезал лист и нумератором нанес казначейский номер, следователи ахнули и поверили в "чудо", творимое на их глазах.
Баранова тут же посадили на самолет и увезли в Москву, а там начались допросы, следственные эксперименты и общение с главными специалистами Госзнака. После этого ими был вынесен такой вердикт:
«Изготовленные Барановым В. И. поддельные денежные билеты достоинством 25 и 50 рублей внешне близки к подлинным купюрам и трудно опознаваемы в обращении. Именно поэтому данная подделка являлась очень опасной и могла вызвать недоверие населения к подлинным денежным знакам»
Главное идея, а не результат
В Советском Союзе изготовление фальшивых денег относилось к особо тяжким преступлениям и верхним потолком наказания за это был расстрел. Но суд оказался снисходительным к Виктору Баранову. Учли многие факторы: и то, что он охотно сотрудничал со следствием, и то, что действовал в одиночку. Сыграл свою роль и небольшой объем напечатанных фальшивых купюр – 33 454 рубля (из них сбыть удалось 23 525 рублей). В общем, его приговорили к 12 годам лишения свободы.
Виктор Иванович отсидел свой срок полностью. В 1990 году он вернулся в родной Ставрополь. И нет, он не стал известным и знаменитым, и не уехал за границу, где смог бы в полной мере проявить свой талант. Он остался дома, женился (первая супруга развелась с ним, пока он отбывал наказание), занялся бизнесом, но особых успехов не достиг.
На вопрос почему, Виктор Баранов неизменно отвечал, что его никогда не интересовали деньги как средство обогащения. Ему нравилось изобретать что-то новое, его волновал сам процесс, а не результат. Именно поэтому тот самый одноколесный автомобиль еще ждет своего часа. Но скорее всего не дождется – изобретателю уже 81 год, он скромно живет в двухкомнатной квартире в центре Ставрополя и уже не помышляет о новых изобретениях. Годы не те...
Одни гениальные люди деньги печатали, другие гениальные личности их воровали. Казалось бы, ну а каком таланте может идти речь в случае ограбления? О самом настоящем, если это ограбление Госбанка СССР:
(При подготовке статьи были использованы материалы сайтов: aif.ru; russian7.ru; bigpicture.ru; maximonline.ru)