Друзья, всем привет!
Ещё со школьной скамьи я помню, что репрессии 30-х годов были страшны тем, что ощутить их на себе мог абсолютно каждый человек. Анонимный донос мог написать кто угодно и на кого угодно. Дамоклов меч висел как над рядовым гражданином, так и над высокопоставленным чиновником или военным.
Помимо ссылки в лагеря на принудительные работы, людей казнили. Обвинения сыпались как из рога изобилия, а приговоры приводились в действие немедленно. Кем были палачи режима и что с ними стало после, узнаем далее.
Большой террор
В этом году исполнится 85 лет одному из самых ужасных событий для нашей страны – репрессиям 37-38 годов. В народе их прозвали ежовщиной (производное от фамилии Ежов, он был наркомом госбезопасности в то время). За беспрецедентные масштабы убийств современные историки называют этот период Большим террором. Арестовано было более полутора миллионов человек, расстреляно – почти 700 тысяч.
Причины этих событий лежат в истории немного глубже. Предпосылкой к ежовщине послужил великий перелом 29 года – коллективизация. Во время раскулачивания было зафиксировано более 13 тысяч массовых протестов и более 50 вооружённых восстаний. Основной целью Сталинского террора перед началом большой войны было подавление протестных настроений против объединения в колхозы. Потому 60 процентов репрессированных составляли именно крестьяне.
Однако «врагами народа» были не только крестьяне. При молчаливом попустительстве крещёных граждан большевики почти уничтожили Православную Российскую Церковь.
Разнообразие наказаний
Высшей мерой наказания далеко не всегда был «гуманный» расстрел. В Вологде с одобрения начальника С. Жупахина арестованным рубили головы, в Куйбышеве душили верёвками, а в Барнауле забивали ломами. Помимо этого, люди подвергались изощрённым и совершенно ненужным пыткам и издевательствам.
Внутренние чистки
По мнению современника Сталина А. Авторханова, его преступления против народа узаконило само государство. Сталинская система массовых преступлений подразумевала обречённость их исполнителей. Они ликвидировались как ненужные соучастники. Именно поэтому были расстреляны как вышеупомянутый Жупахин, так и нарком Ежов.
Несмотря на показательную казнь целого наркома, масштабы внутренних чисток в НКВД преувеличивать всё же не стоит. Из 25 тысяч причастным к Большому террору уволено было 7 тысяч, а арестовано 3 тысячи. Крючков писал, что в 37 году были расстреляны все чекисты омского управления НКВД, однако был расстрелян только начальник управления Э. Салынь.
Когда наркомом госбезопасности стал Лаврентий Павлович Берия, эпоха террора сошла на нет. Разумеется, репрессии не прекратились, но чекистов привели в чувство – они силовой блок партии, но партия стоит над ними.
Два страшных года страна жила в страхе. Даже «оттепель» при Берии не смогла успокоить протестные настроения.
Хорошо, что эта веха в истории осталась в далёком прошлом. Как вы думаете, стоит ли это забыть, как страшный сон или нужно помнить, чтобы не совершить такой ошибки впредь? Пишите в комментариях!