Найти тему

Готов ли ребенок к школе: проверяем речевое развитие

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Эта статья продолжает тесты самостоятельной проверки степени готовности ребенка к школе.

Проверка речевого слуха

Что такое фонематический (речевой слух) и как его развивать читайте в статье

https://zen.yandex.ru/media/id/59dfa3d9a867313173c7ecf1/razvivaem-fonematicheskii-sluh-62b53dea16a1a04caa3c3b53?&

Тест на речевой слух.

1. Произносим по звукам, раздельно ш, к,о, л, а; с, т, о, л; и, г, р, а и т.д. ребенок должен узнать слово. Слова произносите так, как слышатся: "в,а,р, о, н, а", а не вОрона. не забывайте о мягких звуках.

2. Соотношение предмета и понятия.

Показываете предмет, а ребенок его называет:

Куртка: рукав, молния, капюшон, воротник.

Постель: подушки, простынь, пододеяльник, одеяло.

Кухня: противень, сковорода, тарелка, чашка.

3. Ребенок повторяет за вами слоги и слова:

ша-ша-ща-ша

ща-ша-ща-ща

ту-ту-ду-ту

ду-ду-ту-ту

лес-лез-лез

ров-кров-ров

том-дом-том

Оцениваем звукопроизношение

Взрослый произносит слова, ребенок повторяет, отмечаем произношение звуков, ошибки фиксируем:

Трава, корова, пар, портфель (твердый Р);

рябина, три, фонарь, рисунок (мягкий Р);

заяц, мозаика, зуб (твердый З)

зебра, зефир, зима (мягкий З);

барсук, весна, сорока (твердый С);

гусь, песик, ситро (мягкий С);

молодец, цапля, огурец (Ц);

мяч, дача, часы (Ч)

шапка, малыш, шуба (Ш)

клещи, щука, вещи (Щ);

жук, лужа, ежик (Ж);

лук, слон, ладошка (твердый Л);

лиса, люстра, боль (мягкий Л).

Произношение многослогового слова:

вентилятор, компьютер, ветеринар, электричество, термометр, автомобилист, лаборатория и т.д.

Проверяем в предложениях:

Автомобилист остановился на перекрестке. Мы включили вентилятор, и термометр показал снижение температуры.

Понимание сложных слов.

Объясни, что такое: термометр, самокат, компьютер, самостоятельность, дисциплина.

Словарный запас.

Предметы (существительные)

Назови:

  • части тела человека
  • домашних животных
  • диких животных
  • птиц
  • деревья
  • цветы
  • овощи
  • фрукты
  • посуду
  • мебель
  • транспорт
  • игрушки

Признаки (прилагательные)

Подбери слова:

Мама какая?

Яблоко какое?

Книги какие?

Друг какой?

Для высшего балла "2" надо, чтобы ребенок подобрал не менее трех прилагательных к каждому вопросу.

Подбор антонимов:

высокий -

глубокий -

тяжелый -

мокрый -

короткий -

светлый -

мягкий -

грустный -

молодой -

холодный -

Притяжательные прилагательные:

Нос лисы - ... нос

шапка Феди - ...шапка

следы зайца - ... следы

Образование прилагательных от существительных

шкатулка из дерева - ....шкатулка

игрушка из пластмассы - ... игрушка

лодка из резины - ... лодка

ваза из стекла - ... ваза

кастрюля из металла - ... кастрюля

кофта из шерсти - ... кофта

Глаголы

Что делает?

Мама, папа, бабушка, дедушка, Оля (сестра или подруга), воспитательница, водитель, повар, продавец, врач.

Кто как разговаривает?

Кошка...

Собака...

Корова...

Овца...

Курица...

Гусь...

Ворона...

Воробей...

Лягушка...

Мышка...

Лексико-грамматический строй речи

Один - много (ставим во множественное число):

стол - ...

окно - ...

кровать - ...

игрушка - ...

книга - ...

карандаш - ...

чашка - ...

кастрюля - ...

подушка - ....

шкаф - ...

рука - ...

голубь - ...

слон - ...

Уменьшительная форма

лес - ...

ручей - ...

тропа - ...

город - ...

лиса - ...

карандаш - ...

огурец - ...

капуста - ...

петух - ...

овца - ...

дом - ...

машина - ...

лист - ...

цветок - ...

Подбираем семью

кот - кошка, котенок

лев - ...

тигр - ...

бык - ...

медведь - ...

волк - ...

лис - ...

заяц - ...

еж - ...

Один - три - пять

Лист - три листа, пять листов

тополь - ...

лиса - ...

шапка - ...

платье - ...

кошка - ...

роза - ...

заяц - ...

Двумя словами:

небо голубого цвета - голубое небо

игрушка, сделанная из металла -

карандаш синего цвета - ...

кастрюля белого цвета - ...

автомобиль черного цвета - ...

Связность речи

Составить рассказ по серии картинок

-2

Рассказ оцениваем по параметрам:

  • понял ли сюжет;
  • перечислил ли всех героев и предметы;
  • использовал ли существительные (не заменяя местоимениями), прилагательные, глаголы.

Пересказ рассказа

Наступила осень. Пожелтели и стали опадать листья с деревьев. Пожухла трава. Стало холоднее. Птицы стали собираться в стаи. Они готовятся к отлету в теплые края. Но некоторые останутся с нами зимовать.

-3

Составление рассказа по картинке.

  • Что это?
  • Из чего он сделан?
  • Опиши его (цвет, материал и т.д.)
  • Зачем он нужен?
  • Как с ним играть?

Оцениваем результаты.