Ровно два примера - один смешной, другой реальный.
Данный случай я прочитал в Интернете, он мне очень понравился, а потому я им поделюсь.
В детском саду
Одна воспитательница пригласила в детский сад своего родственника - научного деятеля в части "физики-астрономии". Она попросила его рассказать детям про космос и про что-нибудь из мира науки, так как мероприятие было на эту тему.
Пришел, рассказал, дети слушали (попробуй не послушай).
Затем воспитательница сказала:
- А теперь задайте вопросы .....ю ......ичу.
Руку поднимает ребенок и спрашивает:
- А почему вы такой толстый?
В школе
Когда я начал работать в школе, то я логично предполагал, что нужно рассуждать "как взрослый". Оказалось, это было большой ошибкой. Может быть со старшими классами это "как взрослый" и прокатывало, но только не со средними и не младшими.
В конце каждого объяснения нового материала я спрашивал:
- Если кому-то что-то непонятно, то поднимайте руку, а я еще раз объясню.
Вполне логично, когда не хочешь спускать на самотек изучение материала.
Но что же меня ждало в ответ?
Правильно. Тишина. Или редкий кто-то из разряда "отличников" мог что-то уточнить.
Методом проб, ошибок и умозаключений я пришел к выводу, что ребенку сложно сформулировать то, что он не понял. Если не понял. Но это это лишь маленькая часть айсберга.
В большинстве случаев детям просто лень спрашивать. Особенно это относится к тем ситуациями, когда данный вопрос задается ближе к концу урока или трудового дня (особенно).
У редкого ребенка бывает так, что он искренне переживает за качество полученных знаний. Чаще всего - "ой да, дома разберусь, если не понял, а сейчас мне просто не хочется думать, чтобы спросить".
И тогда на помощь приходит элемент урока, который заключается в том, что учитель сам должен выяснить - все ли всё поняли. А если получились пробелы, то сразу их закрыть, не откладывая это на следующий урок или домашнее изучение.
А как выяснить? Это уже у каждого свои способы и методы. На эту часть достаточно 5-10 минут урока. Но только ориентироваться нужно не на "отличников-хорошистов", а на весь класс. Благо, наполняемость деревенских классов небольшая, а потому мне это сделать было не сложно.
Но опять же повторю - это пришло не сразу, так как отсутствие педагогического опыта в первые годы работы в школе - это реальное отсутствие.
А вообще, с пединститута на уроках "теории" приучают, мол, урок должен состоять из этапов, а каждый этап должен занимать строго определенное количество времени.
Писали планы уроков с указанием времени по минутам.
Никогда этого не придерживался. Глупо переходить к следующему этапу урока, когда не закончен предыдущий. А урок это не то мероприятие, которые всегда идет строго по плану.
Урок - это импровизация. Цель урока – не провести урок, а дать знания. И пусть этап «усвоения непонятного» занимает какое-то время (которое не вписывается в план), это это идет не только на пользу получения и усвоения новых знаний, но и в личную копилочку опыта учителя. На следующий год он уже преподаст тему по-другому, так как у него есть опыт, благодаря которому он переходит из "начинающего учителя" в просто "учителя" (а уже потом в опытного учителя).
Вопрос от Забияки:
- А вдруг дети просто боятся спрашивать, а потому не задают вопросы? Вдруг после вопроса ученика учитель стукнет рукой по столу и гневно выругается "Да чем же вы, ибн Алеши, слушали? Я полчаса перед вами распинаюсь! Не поняли - дома сами изучайте!".
Может такое быть?
Ответ:
Я не знаю, но я с трудом представляю такую ситуацию. Это, скорее, из "детского фольклора". Учителю даже приятно, что ребенок попытался проанализировать свое усвоение нового материала, но анализ показал, что не всё дошло. И это "не всё" также могло не дойти и до других. После вопроса от ученика у учителя уже был "ключ", которым он мог закрыть пробел (который наверняка бы вылез через некоторое время).
И я не зря привел пример про детский сад.
Перед ребенком поставлена задача - "Задавайте вопросы". Ребенок знает - задачи воспитателя нужно исполнять, а потому он задает вопрос. А уж какой ...
Но и взрослые
Взрослые это те же дети, но с усами и кредитами.
По телевизору идет пресс-конференция, на которой президент общается с журналистами и другими гражданами. Насущных вопросов вопросов много.
- Вот вы, мужчина с большими усами, руку тянете. Задавайте вопрос, - говорит ведущий.
- Здравствуйте. Я журналист Ляпкин-Тяпкин из журнала "Пересветы лангепузы". Владимир Владимирович, а как зовут ваших собак, и чем вы их кормите?
Но это пример из телевизора.
А есть и жизненные примеры.
Второй час идет педсовет:
-Товарищи, все ли согласны с этим решением?
"Вообще-то я не согласен, но я подниму руку, что согласен, так как у меня еще столько работы дома, я уже есть хочу, да и вообще - меня дома ждут пироги с киселем. Если все молчат, то и я буду молчать. А если что и не так, то потом разберемся, так как от моего возражения не особо чего зависит".
- Я за!