Келейником великого старца Нектария Оптинского был преподобный Севастиан Карагандинский.
В те годы, всем известные, частно арестовывали священство и когда отца Нектария в 1923 г. выслали за пределы губернии, отец Севастиан жил в Козельске вместе с братией.
Через пять лет его духовника не стало и тогда отцу Севастиану необходимо было исполнить благословение отца Нектария , которое он завещал ему по смерти - уезжать служить на приход и духовно окормлять людей.
Пять лет, до его уже ареста, прослужил старец в Козлове, где вел активную деятельность и борьбу с обновленцами. Сюда стали съезжаться близкие по духу сестры, которые оставались с батюшкой до самой его кончины в Караганде.
За такую активность отца Севастиана 25 февраля 1933 года вместе с инокинями Варварой, Агриппиной и Февронией арестовали и отправили в Тамбовское ОГПУ для прохождения следствия. На допросе старец говорил прямо:
«На все мероприятия Советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей. Такие взгляды я высказывал среди своих приближенных, а так же и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему. При этом говорил, что нужно молиться Богу, а так же жить в любви, тогда только мы от этого избавимся. Я мало был доволен Советской властью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается Православная вера»
2 июня 1933 года заседание Тройки ПП ОГПУ по НЧО по внесудебному рассмотрению дел постановило: «Фомина Степана Васильевича (его имя в миру), обвиняемого по ст. 58-10, УК, заключить в исправтрудлагерь сроком на 7 лет, считая срок с 25/2 1933 г».
Позже батюшка вспоминал:
Было у меня такое испытание: когда меня принуждали отречься от Православной веры, то поставили в одной рясе на всю ночь на мороз и стражу приставили. Стража менялась через каждые два часа, а я бессменно стоял на одном месте. Но Матерь Божия опустила на меня такой «шалашик», что мне было в нем тепло. А утром меня повели на допрос и говорят: «Коль ты не отрекся от Христа, так иди в тюрьму». И вот так меня посадили на 7 лет.
Через год о. Севастиан был отправлен в Карагандинский лагерь, в поселок Долинка. Многие отцу Севастиану и там пришлось претерпеть.
О своем пребывании в лагере батюшка вспоминал:
Ох, как там били, истязали, требовали одного: отрекись от Бога... А я сказал: «Никогда». Тогда мен отправили в барак к уголовникам. «Там, — сказали — тебя быстро перевоспитают». Даже не хочу вспоминать, что делали уголовники с нами...
Позже отца Севастиану поставили, по слабости здоровья и полной изнеможденности от истязаний, хлеборезом, затем сторожем складов. Потом он возил на быках воду для жителей.
Случалось, что зимой привезет воду, подойдет к быку и греет об него окоченевшие руки. Ему вынесут и подарят варежки. А на следующий день он опять приезжает без варежек. Говорит: подарил кому-нибудь, или отобрали... И вот опять греет руки об быка.
Одежда на нем была старая, драная. Когда по ночам батюшка замерзал, он забирался в ясли к скоту и согревался теплом животных.
Что удивительно, при всех испытаниях, отец Севастиан нес пост. Он ведь не в монастыре жил, а в заключении, где ещё намного труднее было. И вот его слова:
В заключение я был, а посты не нарушал. Если дадут баланду какую-нибудь с кусочком мяса, я это не ел, менял на лишнюю пайку хлеба.
Он всегда чадам про пост так говорил:
За несоблюдение без причины постов, придет время – постигнет болезнь. Тогда не по своей воле будешь поститься. Господь попустит за грехи.
Сестрам Варваре и Февронии, арестованным с батюшкой, срок не дали. Сестру Агриппину отправили на Дальний Восток, где через год ее освободили. И вот однажды она выпросила свидание с ним. Тогда отец Севастиан благословил ее купить дом и поселиться в нем. А каждое воскресенье приезжать к нему.
Ещё спустя два года и две другие сестры приехали в Караганду, где тоже приобрели амбарик ветхий и так стала собираться община.
Узнав, что в Долинке находится о. Севастиан, верующие стали помогать ему. В воскресные дни сестры приезжали к батюшке в отделение. Кроме продуктов и чистого белья они привозили Святые Дары, поручи, епитрахиль. Все вместе выходили в лесок, батюшка причащался сам и сестер исповедовал и причащал.
Заключенные и лагерное начальство полюбили батюшку. Злобу и вражду побеждали любовь и вера, которые были в его сердце. Многих в лагере он привел к вере в Бога и не просто к вере, а к вере настоящей. И когда старец Севастиан освобождался, у него в зоне были духовные дети, которые по окончании срока ездили к нему в Михайловку.
А много лет спустя, когда открылась в Михайловке церковь, жители Долинского отделения ЦПО поехали туда и узнали в благообразном старце-священнике своего водовоза.
29 апреля 1939 года накануне Вознесения Господня старца освободили.
Он пришел к сестрам в маленький домик, где поселился. Сам занимался хозяйством и тайно служил Литургию.
А потом голодные и холодные годы, снова много бед и скорбей.
Тяжёлая и непростая судьба старца Севастиана. Нынешнему поколению, разнеженному, недовольному жизнью, пожалуй, и во сне не снилось такое. Потому и не ценят жизнь, не благодарят Бога и даже малый подвиг не желают понести. От того и происходят скорби теперь у многих, дабы люди поняли и осознали, что важнее жизнь вечная, а не временная на земле.
22 декабря 1957 года, в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная радость», архиепископом Петропавловским и Кустанайским Иосифом (Черновым) батюшка был возведен в сан архимандрита и награжден Патриаршей грамотой «За усердное служение Святой Церкви».
Неутомимое подвижническое служение Православной Церкви от послушника в скиту Введенской Оптиной пустыни до настоятельства и посвящения в сан архимандрита о. Севастиан исполнял 57 лет — с 1909 по 1966 год.
Перед своей кончиной, отца Севастиана постригли в схиму - великий ангельский образ, что означает совершенное отчуждение от мира ради единения со Христом.
Вот несколько слов наставлений старца Севастиана. Он говорил очень просто и часто общался с простыми мирскими людьми. Его советы не были какими-то сверх меры, он прежде говорил, что и сам многогрешен. Да и принимая исповедь всегда сострадал с кающимся, оплакивая грехи вместе.
Духовные советы старца
1. Я человек малограмотный, 4 класса закончил и дара слова у меня нет, и голоса у меня нет.
2. Да я никого не исцеляю, никого не отчитываю, идите в больницу. Я, как рыба, безгласный.
3. Мирнее живите. Я вас всех терплю, а вы одного потерпеть не хотите.
4. А кто я? Что? Бог был, есть и будет! Кто имеет веру в Бога, тот, хотя за тысячи километров от меня будет жить и спасется. А кто, пусть даже и тягается за подол моей рясы, а страха Божия не имеет, не получит спасения.
5. Вот интересно же стало: просидят на лавочке всю службу возле храма, но в церковь не придут, хотя христианами зовутся! Другие же люди, живя от храма в отдаленных местах, за много километров, находят время ради спасения души приезжать в церковь в праздники и молиться.
6. А в храме-то почти одни женщины бывают, а где же мужчины?
7. Иногда Великим постом кто-нибудь скажет: «Много сегодня причастников было». А он ответит: «Причастников много, да причастившихся истинно немного».
8. Не нужно гордиться тем, кто своевременно причащается и не отчаиваться тем, кто по обстоятельствам не может этого делать. Бывает, лишь перед самою кончиной человек сподобляется причаститься во спасение души.
9. Не дорого начало, не дорога середина, а дорог конец.
10. Царским путем все святые Отцы шли. Кто идет с самого начала постепенно, не делая скачков с первой ступени через две-три, а постепенно переходя с одной на другую до конца не торопясь, тот и спасается. Это всем надо знать, кто желает спасти душу.
11. Умеренность, воздержание, рассуждение, своевременность, постепенность полезны всем и во всем.
12. Это не угодно Богу – кричать, да еще и ногами притопывать на службе. Петь нужно спокойно, благоговейно. Бог не глухой, Он все слышит и помыслы наши знает.
13. Лучше всего одеваться скромно. Черное не спасет и красное не погубит.
14. Кто не приучится слушать родителей, равных и старших себя, и даже меньших, тот, выросши, никого слушать не будет, и его потом никто никогда не послушается.
15. Кто любит много говорить, празднословить и шутить, у таковых под конец жизни Господь отнимает речь.
16. Говорите всегда правду и истину, и не смейтесь. В смехе и вольности начало блуда. И это всех касается.
17. До самой смерти бойтесь падений и не надейтесь на свои силы, а только на помощь Божию, призывая Его в молитве со смирением.
18. Самая лютая страсть – блудная. Она может бороть человека на болезненном и даже смертном одре, особенно тех, кто прожил жизнь земную до старости невоздержанно. Эта страсть в костях находится, она бесстыжее всех страстей. Никто сам по себе не может избавиться от нее. Только Господь может избавить, когда обращаешься к нему со слезами и сокрушенным сердцем. Помнить нужно об этой брани до самой смерти. Стоит только немного забыться, оставить молитву, потерять страх Божий, как она тут же даст о себе знать. Только непрестанная молитва, страх Божий, память смертная, память о суде, аде и рае отгонит ее.
19. В деле своего спасения не забывайте прибегать к помощи святых Отцов и святых мучеников. Их молитвами Господь избавляет от страстей. Но никто не думайте своими силами избавиться от них. Не надейтесь на себя до самой смерти в борьбе со страстями. Только один Господь силен избавить от них просящих у Него помощи. И покоя не ищите до самой смерти.
20. Тогда может быть покой, когда пропоют: "Со святыми упокой…"
21. Я тоже вижу за людьми недостатки, но молчу, не обличаю. Лучше молча за людей молиться, чтобы сами свои недостатки осознали, а не обличать, как говорится, с плеча, от чего иные могут духом упасть и в отчаяние прийти.
22. Нужно придерживаться золотой середины, края же гибельны. Золотая середина во всем земном, а наипаче небесном, духовном. Кто быстро вперед забегает, того надо остановить. А кто по нерадению или немощи слишком отстает и не заботится о душевном спасении, тому помочь воспрянуть ото сна, идти наравне со средними, вперед не забегать, и сзади не отставать.
23. В наших грехах и страстях не виноваты ни вино, ни женщины, ни деньги, ни богатство, как иные хотят себя оправдать, а наша неумеренность. Пьяницы винят вино, блудницы или блудники винят мужчин или женщин, сребролюбцы винят деньги, богатые винят богатство и т. д. Выходит, что если бы не было вина, женщин, денег, богатства, то грешники не грешили бы. Богом устроено все премудро и прекрасно. Но от неразумного употребления и пользования вещами получается зло.
24. Зло находи в себе, а не в других людях или вещах, с которыми ты не сумел правильно обращаться. Так и ребенок обращается с огнем или мечом: себя же жжет, себя же режет.
25. Девство не спасет без добрых дел и чистоты сердечной. Внешнее не пользует, если внутри грязь, страсти не изжиты. За что Спаситель возлюбил Иоанна Богослова, как не за чистоту, целомудрие, любовь, верность, нежность и послушание! Все ученики оставили Иисуса Христа на кресте, один Иоанн Богослов безбоязненно стоял у креста.
26. Любовь выше всех добродетелей. Бог есть любовь. Без любви хоть тело отдай на всесожжение – все ничто. Где любовь – там Бог. Где Бог – там мир, согласие и тишина. Где нет любви – там противоречия, распри, несогласия, измена, клевета. Любовь долготерпит, любовь не помнит зла, не гневается, не раздражается, не ищет своего. Любовь ищет пользы ближним, даже врагам.
27. Дети, любите друг друга!
28. Без Любви к Богу и ближним не доставляют пользы ни труд, ни молитва, ни пост.
29. Грешник, оставь свои страсти и греховные привычки, тебя зовет небо паче девяноста девяти праведных! Об одном покаявшемся грешнике радуются Ангелы на небе. Твоего спасения ищет небо. Только покайся и обратись и отстань от греха. Ради тебя Сам Господь родился в яслях бессловесных и пострадал: заушен был, заплеван, тернием увенчан и рукою создания Своего пригвожден был ко кресту. Пострадал и умер, чтобы потом прославиться и вознестись. А ты, человек, чем тебе гордиться, что у тебя есть своего собственного, для вечности годного? Богатство не возьмешь, честь, слава и здоровье – временные. Будем богатеть для будущности, туда собирать свое богатство через нищих, бедных, болящих. Ты – житель неба, зачем же так прилепляться к земле!? Ты – наследник Царства Небесного, имеющий душу бессмертную, которую искупил Сам Сын Единородный крестною смертью Своею.
30. Пред лицом Божиим ходить, в сердце Его носить. А Он входит в чистые сердца, не занятые гордостью, блудом, нечистотою и другими пороками и грехами. Господи, улови наше сердце и очисти! Господь снизойдет в сердца наши, когда мы откроем Ему туда вход смирением, терпением, чистотою, целомудрием, кротостию, добрыми делами, любовью к ближним, а наипаче к Богу, послушанием, молитвою, воздержанием душевных и телесных чувств, помыслов. Заграждаем невоздержанием, нечистотою чувств, помыслов, нетерпением скорбей и болезней, ропотом, неблагодарностью, воздаянием зла за зло.
Молитва преподобному Севастиану Карагандинскому
О́, пречестна́я и свяще́нная главо́ и благода́ти Свята́го Ду́ха испо́лненная, Спа́сoво со Отце́м обита́лище, ста́рцев О́птинских учениче́ и прее́мниче, гра́да Караганды́ светле́йшее украше́ние, Казахста́нския страны́ бoгодарова́нный моли́твенниче, Це́ркви Ру́сския па́стырю богопросла́вленный, си́рым и вдови́цам засту́пниче, немощны́м врачу́ безме́здный, пра́вило ве́ры и благоче́стия, преподо́бных сожи́телю и му́чеников соприча́стниче, богоно́сне о́тче наш Севастиа́не досточу́дне! К тебе́ усе́рдно прибега́юще, моле́ние те́плое прино́сим: от сокро́вищницы твоея́ пода́ждь и на́шему убо́жеству; смире́нием твои́м на́шу горды́ню низложи́; безстра́стием на́ша стра́сти попали́; бо́дрствованием на́вык ле́ности от нас отжени́; сле́зными то́ки на́ше нечу́вствие пробуди́; бде́нием от нераде́ния нас возста́ви; моли́твами и в нас пла́мень моли́твы возжзи́; любо́вию нас братолю́бны сотвори́; пода́ждь же нам дух кро́тости и смире́ния, дух чистоты́ и благоче́стия; от страсте́й многонеду́жия нас свободи́ и ко и́стинному покая́нию приведи́. Ты бо во уме́ твое́м непреста́нно име́л еси́ на Кресте́ Распе́ншагося за нас Сы́на Бо́жия, Того́ сладча́йшее И́мя во уме́ и в се́рдце непреста́нно име́ти и нас научи́, да любо́вию Тому́ пламене́юще, стра́шный о́ный день Су́дный сре́тити угото́вимся, и в Ца́рствие Небе́сное вни́ти с тобо́ю сподо́бимся, сла́вити и воспева́ти Триеди́ную держа́ву Бо́га на́шего: Отца́ и Сы́на и Ду́ха Свята́го во ве́ки. Ами́нь.