Если появился такой вопрос, то есть подозрение, что не так уж легко. Хотя, на первый взгляд, должно бы быть легче, чем обычным детям. Уже сам факт, что учебу эти дети осваивают быстрее, делает более радостной важную часть жизни! Но и тут есть трудность: обычная программа для них скучна. А познавательная активность высокая, интерес к школе теряется, начинают интересовать явления жизни, которые не всегда идут на пользу. Ощущение своего превосходства над другими детьми остаётся. Претензии высокие, а с рельсов сошёл. Как не дать потеряться такому ребёнку, об этом много говорится в психологическом мире.
Ведутся споры, кого считать одаренным. Есть психотерапевты, которые считают, что нет неодарённых детей, у всех есть какой-то талант. И все же, попробуем придерживаться определения, данного в Википедии: «Одаренный ребёнок - это ребёнок, который признан общеобразовательной системой превосходящим уровень интеллектуального развития других детей своего возраста».
Мне в своей профессиональной деятельности довелось несколько лет проводить занятия по раскрепощению творческих возможностей с математически одаренными подростками. Задача стояла помочь выйти этим детям за парадигму знаний (решение этой проблемы облегчало их быстрое ассоциативное мышление), научиться сохранять своё ресурсное состояние, улучшить адаптивные навыки, развить коммуникативные возможности, чуть-чуть привить математикам гуманитарного мышления.
В сущности, совместно с научными руководителями формировали систему мыслительной деятельности у подростков. У детей, развитием которых занимались родители с раннего возраста, эта система формировалась быстрее. Да, установка, доминанта на познавательную деятельность (но наряду с другими) является очень важной задачей, облегчающей движение человека к своей цели. Хотя, из истории нам известно, что одаренные личности наряду с основными выдающимися способностями, обладают ещё талантами в других областях.
Яркий пример «универсального» человека Михаил Васильевич Ломоносов - энциклопедист, физик и химик, основоположник научного мореплавания и физической химии, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог. А ещё он и стихи писал. Софья Васильевна Ковалевская - знаменитый русский математик и механик, отличалась трудами на литературном поприще.
Есть психологические особенности у одаренных детей, благодаря которым усложняется их жизнь. На мой взгляд они чаще своих сверстников впадают в уныние, так как очень тонко чувствуют несправедливость, глубже видят ситуацию. А поскольку они с детства ощущают свою непохожесть на других детей, некоторое превосходство над ними, то ждут большего от жизни, при этом, часто испытывают разочарование. Тут-то искушения жизненные их и поджидают!
На одной из конференций, я услышала о том, что специальные исследования, посвящённые интеллектуальной одаренности, установили: «Независимо от исторической эпохи, уровня цивилизации и национальности, процент талантливых (реализовавших свой талант), за исключением Древней Греции (Афины) и «Серебряного» века в России, был достаточно устойчивым и его показатель колебался от 0,0002% до 0, 0005%. В то же время имеются данные о том, что люди с высокими потенциальными интеллектуальными и творческими задатками составляют около 2% человеческой популяции. Разница возможного и реального применительно к интеллектуальному творчеству приближается к пропорции 1: 10000!». У меня вызвало большое удивление высказывание, что за последние 200 лет внедрения образовательных технологий в структуру государственных приоритетов - значительных изменений в этой пропорции не произошло.
Почему так происходит? Однозначного ответа пока нет. Но можно порассуждать на эту тему. Ведь не напрасно же поддержкой одаренных детей спешат заниматься не первое столетие! Уже этот факт доказывает, что им сложнее приспосабливаться к реальности. Эту мысль я нашла у блаженного Августина (354 - 430), в его книге «Исповедь», когда он горевал о смерти своего шестнадцатилетнего сына Адеодата, то позволил себе предположить, что очень нелегко бы жилось мальчику с такими необыкновенными способностями.
И сам блаженный Августин проявлял с детства интерес к наукам. Но забавы сверстников его так привлекали, что он с радостью лазил с ребятами в чужой сад за яблоками, и эти яблоки ему казались вкуснее своих. Были и добрачные отношения с девушками. А в брак он так и не вступил! В его книге «Исповедь», есть такое изречение: «Добрый Боже, дай мне целомудрие и умеренность… Но не сейчас, о Боже, ещё не сейчас!». Не только плотские утехи привлекали необыкновенно талантливого молодого человека. Он, к большому огорчению своей матери-христианки, примкнул к секте манихеев.
Думаю, что одарённые дети ищут общения с себе подобными по мощности, иначе им невыносимо одиноко. Блаженный Августин увлёкся манихейством сильно, привлёк туда своего друга Алипия и других близких людей. По моему мнению, молодые люди с избытком способностей тоскуют по чему-то запредельному, большему, чем обычная бытовая жизнь. В манихейском учении Августина привлёк способ преодоления самого себя. Юноша впервые получил какой-то ответ на вопрос о сущности зла. Со временем, он обнаружил, что это учение отрицает личную свободу, к которой он был так привержен. Но это произошло не сразу, много о нем молилась блаженная Моника, его мать. Она едет за ним в Рим, потом в Медиолан (Милан). Ищет помощи у влиятельных духовных лиц, которые могли бы обратить сына к христианской вере. В итоге святитель Амвросий Медиоланский в 387 году крестил Августина с его сыном Адеодатом и другом Алипием. Вскоре, после этого события умирает со спокойным сердцем его мать, в возрасте 56 лет.
Да, не все имеют такую мощную поддержку, какой была блаженная Моника своему сыну! Но хочу привести опыт известного русского педагога Сергея Александровича Рачинского (1833-1902), профессора Московского университета, члена-корреспондента Императорской Санкт-Петербургской академии наук, надворного советника. Сам С.А. Рачинский обладал разносторонними талантами, имел склонность к математике, ботанике, литературе, музыке, живописи. Родом был из дворян. До 15 лет обучался дома с учителями. Потом учился как в России, так и в Германии. Стал доктором ботаники. Перевёл работу Ч. Дарвина на русский язык «Происхождение видов». Он считал, что одаренным студентам, чтобы они могли реализовать максимум своих возможностей и принести пользу Родине, нужно оказывать поддержку, в том числе и материальную. С 1861 года Сергей Александрович и его брат Константин Александрович начали жертвовать ежегодно из своего жалованья каждый по 500 рублей серебром на отправление за границу для усовершенствования в математических и естественных науках молодых людей. Известно, на эти средства в 1862 году был командирован за границу будущий выдающийся физик Александр Григорьевич Столетов.
В 1867 году Сергею Александровичу пришлось уволиться из университета вместе с другими прогрессивными профессорами из-за конфликта с администрацией. Он ушёл в отставку и вернулся в родовое село Татево Тверской губернии. Занялся строительством первой в России сельской школы с общежитием для крестьянских детей. Всего, основанных им школ дошло до 18, а число учащихся в них до тысячи человек. Это ещё и пример того, как одаренные и образованные люди могут творчески реализовывать себя при крутом повороте жизни.
С.А. Рачинский в процессе своей работы пришёл к выводу: «Первая из практических потребностей русского народа … есть общение с Божеством…, не к театру тянется крестьянин в поисках искусства, а к церкви, не к газете, а к Божественной книге». Рачинский считал, что если человек научится читать по-церковно-славянски, ему будут понятны и Данте, и Шекспир, а кто освоит древние церковные «роспевы», тот без труда поймёт Бетховена и Баха.
Я увидела в этих высказываниях прекрасные рекомендации по раскрепощению творческих возможностей.
Сергей Александрович сам проводил занятия по живописи, черчению и рисованию. Создал школьный хор, с которым занимался, когда приезжал в Татево музыкант С.В. Смоленский, который был известен как руководитель Придворной певческой капеллы. Он же вёл отбор лучших певцов из школы для учебы в хоре Синодального училища.
В школе Рачинского учился будущий художник Н.П. Богданов-Бельский и будущий врач, член-корреспондент Академии медицинских наук И.Л. Богданов. Многие выпускники университетов приезжали в Татево, чтобы поработать под руководством Сергея Александровича. Одаренные люди находят друг друга. П.И. Чайковский посвятил Рачинскому свой струнный квартет номер один.
Знаменитый педагог не был женат и у него не было детей. Но он имел много учеников. Умер Сергей Александрович на руках у своего любимого ученика Аркадия Аверьяновича Серякова. Рачинский смог организовать ту самую творческую среду, о формировании которой так много говорят современные психологи, работая с одареннными детьми. Но, как показывает опыт Рачинского, и этого мало!
Однажды, Сергей Александрович увидел недалеко от школы в телеге своего бывшего, очень одаренного ученика сильно пьяным. И появилась такая запись: «У меня захватило дух от раскаяния и стыда. Оказалось вдруг несомненно, неопровержимо, что для этого юноши, столь счастливо одаренного; о ком я так много думал, так много старался, я не сделал ровно ничего, или точнее, упустил сделать то, без чего все прочее не имеет ни малейшей цены - не закалил его волю против самого обыденного, самого опасного из искушений. Для меня стало очевидным, что для ограждения моих учеников от окружающего их зла, нужны средства более сильные, чем простые увещевания и поучительные речи». И этот необыкновенно талантливый педагог находит такое средство. Он устраивает в тесном кругу своих учеников общество трезвости при абсолютном воздержании от спиртных напитков. Со временем это общество расширилось. Рачинский всегда работал в содружестве со священниками и для себя счёл необходимым подавать пример трезвой жизни. Он писал: «Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мной соглашались, никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мной пошли тысячи».
Можно сокрушаться, что где же нам взять в современном мире таких самоотверженных педагогов, которые смогут поддержать и обычного ребёнка, и одаренного. У меня ответ один: самим становиться такими педагогами. Тем более, в настоящее время доступна любая богословская литература, труды великих педагогов, работают православные психологи, всегда открыто общение со священником. Можно, конечно, возразить, что нельзя объять необъятное. Нужно постараться. Мешает недооценивание своих возможностей, желание оставаться в зоне комфорта, ожидание, что кто-то другой должен постараться для моего ребёнка. Думаю, необходимо поставить задачу творчески научиться любить своих детей, а решение придёт.
Работая над собой, мы помогаем нашим детям. Да и у самих интерес к жизни становится ярче. Дети это чувствуют и развиваются гармоничнее.